Основы религиозных культур и светской этики Т.А. Аветисян, руководитель РМО учителей курса ОРКСЭ Апрель 2014 год
Причина появления данного предмета Развеялся миф благотворного влияния Запада на российскую действительность. Образ жизни и социальные отношения утратили позитивное значение Международные отношения оказались жестокими и прагматичными. Утратились ценности и цивилизационные нормы.
Согласно Поручению Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) в 2010 году в группе субъектов РФ (19), а с 2012 года во всех субъектах осуществляется введение в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Согласно Поручению Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) в 2010 году в группе субъектов РФ (19), а с 2012 года во всех субъектах осуществляется введение в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Курс ОРКСЭ - начало новой предметной области в школе - «Основы духовно- нравственной культуры народов России». В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Основные ценности курса: Отечество, семья и основы религиозных культур и светской этики.
Курс основы религиозных культур и светской этики является культуроведческим и направлен на развитие у школьников четвертых классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. основная точка зрения на предмет
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений Цель курса ОРКСЭ
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Задачи курса ОРКСЭ
Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Дополняет обществоведческие аспекты курса «Окружающий мир». Предваряет изучение предмета «История». Место курса ОРКСЭ
Почему для изучения курса ОРКСЭ выбран этот возраст? - наименее конфликтен; -потребность в новом содержании; - способность осмысливать содержание на новом уровне; -потребность в примере, идеале; -открытие разнообразия внутри класса.
10 Система межпредметных связей ОРКСЭ русский язык литературное чтение, литература Начальная школа Основная школа окружающий мир история, география МХК математика живопись, музыка технологии (труд, ИКТ)
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - единая комплексная учебно- воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно- смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Особенности структуры курса Всего 34 учебных часа – один час в неделю. Общие уроки: Урок 1 - «Россия – наша Родина» Урок 30 – «Любовь и уважение к Отечеству» Урок 31 - «Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма» Урок 32 - «Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики» Урок 33 – «Российские православные, исламские, буддийские, иудейские и светские семьи» Урок 34 – «Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме и светской этике»
Основы светской этики Данный модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Культура и мораль Особенности морали Добро и зло Добродетель и порок Свобода и моральный выбор человека Свобода и ответственность Моральный долг Справедливость Альтруизм и эгоизм
Общечеловеческие ценности Дружба Нравственный поступок Золотое правило нравственности Стыд, вина и извинение Честь и достоинство Совесть Нравственные идеалы Этикет
Семья и Родина Россия - наша Родина Род и семья исток нравственных отношений Семейные праздники Жизнь человека высшая нравственная ценность Любовь и уважение к Отечеству
Страница учебника
Основы мировых религиозных культур В модуле даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей.
Культура и религия Возникновение религий Религии мира и их основатели Священные книги религий мира Хранители предания в религиях мира История религий в России
Человек в религиозных традициях мира Священные сооружения Искусство в религиозной культуре Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Паломничества и святыни Праздники и календари
Религия и мораль Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья, долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
Страница учебника
Основы православной культуры Модуль знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Человек и Бог в православии Как христианство пришло на Русь Православная молитва, Библия и Евангелие Проповедь Христа Христос и Его крест Пасха Чудо в жизни христианина Православие о Божием суде
Православное учение о человеке Совесть и раскаяние Заповеди Милосердие и сострадание Монастырь Зачем творить добро? Золотое правило этики Храм, икона Таинство Причастия
Христианство Как христианство пришло на Русь Подвиг Отношение христианина к природе Христианская семья Защита Отечества Христианин в труде Любовь и уважение к Отечеству
Страница учебника
Основы исламской культуры Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности.
Колыбель ислама Пророк Мухаммад основатель ислама Начало пророчества Чудесное путешествие пророка Хиджра Коран и Сунна Вера в Аллаха Божественные Писания. Посланники Бога Вера в Судный день и судьбу
Обязанности мусульман Поклонение Аллаху Пост в месяц рамадан Пожертвование во имя Всевышнего Паломничество в Мекку История ислама в России Искусство ислама Праздники мусульман
Нравственные ценности ислама Сотворение добра Дружба и взаимопомощь Семья в исламе, родители и дети Отношение к старшим Традиции гостеприимства Ценность и польза образования Ислам и наука Любовь и уважение к Отечеству
Страница учебника
Основы иудейской культуры Модуль знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам.
Иудейская духовная традиция Тора главная книга иудаизма. «Золотое правило Гилеля» Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Патриархи еврейского народа Евреи в Египте: от Йосефа до Моше Исход из Египта Дарование Торы на горе Синай
Иудейская культура Пророки и праведники Храм в жизни иудеев Назначение синагоги и её устройство Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Молитвы и благословения в иудаизме Добро и зло Основные принципы иудаизма
Традиции иудаизма Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей Еврейский дом еврейский мир Еврейский календарь Еврейские праздники Ценности семейной жизни Праматери еврейского народа Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Любовь и уважение к Отечеству
Страница учебника
Основы буддийской культуры Модуль в доступной для учащихся форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Буддийская духовная традиция Будда и его учение Буддийский священный канон «Трипитака» Буддийская картина мира Добро и зло Принцип ненасилия Любовь к человеку и ценность жизни Сострадание и милосердие Буддийские учители
Семья в буддийской культуре Семья в буддийской культуре и её ценности Буддизм в России Отношение к природе Путь духовного совершенствования Буддийское учение о добродетелях Буддийские символы Буддийские ритуалы и обряды
Буддийские святыни Буддийские священные сооружения Буддийский храм Буддийский календарь Буддийские праздники Искусство в буддийской культуре Любовь и уважение к Отечеству
Страница учебника
Кто и как выбирает модуль? Только с согласия родителей (законных представителей) выбирается направление Результаты выбора должны быть зафиксированы Протоколами родительских собраний Письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля
Кто и что должны преподавать в курсе ОРКиСЭ? Вести курс могут исключительно светские педагоги прошедшие соответствующую подготовку Светский характер курса не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (специфика данных сооружений демонстрируется на уроке в фото, видео формате )
Где можно найти дополнительную информацию и полезные материалы ? Книга для учителя Книга для родителей (Кураев) Федеральный центр информации обр. ресурсов – u Единая коллекция цифровых образовательн ых ресурсов http//school- collection.edu.ru Академией повышения квалификации и Минобрнауки создан и сопровождается специализированн ый портал в разделах «новости и СМИ об ОРКиСЭ», «Методический кабинет», «Региональный опыт апробации»
Система оценки по вводному курсу Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке усвоения курса не предусматриваются
Размышляем о жизненном опыте
Я и моя семья