Гендерные последствия государственной политики в отношении семьи Жанна Чернова НИУ ВШЭ Санкт-Петербруг, НУГ "Семья и социальные неравенства" Самара, октября 2013 г.
Самое важное в жизни россиян – семья Нормативные представления о семье: - нуклеарная семья с двумя детьми (54%), - проживающая отдельно от родителей (86%), - обеспечивать семью – обязанность мужчины (60%, м. - 63%, ж. - 57%), - равное участие в выполнении домашних обязанностей (2003 г. - 72%, 2007 г. - 73%, 2013 – 83%), - равное участие в воспитании детей (82%)
"Реальные" семьи: Кто выполняет домашнюю работу: - в равной степени (м.- 29%, ж. - 20%) - преимущественно женщины (м. - 30%, ж. - 35%) Кто больше зарабатывает: - примерно одинаково (м. -18%, ж. -15%) - муж (м. - 39%, ж. - 35%) Кто осуществляет заботу о детях: - оба родителя (16%) - мать (55%) - отец (6%)
Как можно объяснить расхождения между нормативными представлениями и практиками? Институциональный подход – политика имеет решающее значение Специфика советской модели FP: на уровне идеологии – гендерное равенство,особенно в публичной сфере, - государственный патернализм, - проблематика совмещения женщинами материнских и професссиональных обязанностей, - институционализация заботы о детях, - консервативные представления о гендерном разделении ролей в сфере семьи и родительства
Гендерные последствия проводимой государством политики: - политическая и экономическая эмансипация женщин ("работающая мать"), - "модель (одного)/двух кормильцев / государство и женщина осуществляют уход" - неравенство в быту, -гендерно-ассиметричное родительство
Контекст возникновения и институционализации современной российской семейной политики: – социально-политические трансформации 1990-х годов, - отказ от универсалисткой поддержки семей с детьми, - разрушение инфраструктуры заботы о детях, - либерализация сексуальности, брачно- репродуктивного поведения, - плюрализация гендерных контрактов, - "патриархатный ренессанс".
Консервативный дискурс в отношении семьи: 1) абсолютизация семьи, идеализация традиционной семьи, патриархатных гендерных отношений Основная цель проведения Года Семьи заключается в том, чтобы "вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века" 2) негативная оценка советской политики в отношении семьи – разрушение традиционной семьи
Первый сокрушительный удар по традиционным ценностям был нанесен социальными экспериментами годов. Послевоенный период советской истории семейного законодательства подвел черту под "неудачным" соцальным экспериментам, которому подвергался институт традиционной семьи в течение почти 20 лет. Важнейшие из традиционных ценностей, связанных с регистрацией брака, его устойчивостью были восстановлены в правах. Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты х годов прошлого столетия стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Россию начинают активно втягивать в систему отношений, свойственных западной цивилизации, с ее фетишизацией прав и свобод человека, в том числе прав сексуальных меньшинств.
3) сведение многообразных функций семьи к репродукции (ресурсный подход к семье) 4) стремление повысить значимость традиционных семейных ценностей в современном (кризисном) обществе 5) поддержка нормативного образца - социально желаемого типа семьи Модель FP – пронаталисткая по набору приоритетных задач и используемых инструметов; консервативная по своей идеологии (РПЦ)
Гендерные последствия современной российской политики в отношении семьи: - рождение ребенка как триггер традиционализации гендерных ролей в семье, - создание ситуации"жесткого выбора" между материнством и работой, - высокие социально-экономические риски материнства, - воспроизводство гендерно асимметричного родительства, - матери субъекты поиска баланса сеьи и работы
Культурный детерминизм и скромная роль государства Советский гендерный уклад – декларируемый гендерный эгалитаризм в публичной сфере, традиционное разделение ролей в сфере семьи и родительства. Чем объясняются существенные различия между эгалитарными гендерными ценностями и традиционным разделением ролей?
Теория модернизации (Р. Ингельхарт) - для России более характерны ценности выживания, а не ценности самовыражения. Комплиментарные ценности (А. Аузан). Ценности являются не прямым выражением сложившихся стереотипов поведения, а их противоположностью. Они формируются по принципу дефицита, редкости.
Ценности и индивидуальные предпочтения в отношении семьи и работы (К. Хаким) - предпочли бы работать (ж – 55%, 2010 – 46%, 2011 – 44%) - предпочли бы не работать (ж – 39%, 2010 – 45%, 2011 – 49%) - с удачным замужеством (ж – 28%, 2005 – 29%, % ) - с хорошей работой (ж., 2002 – 60%, 2005 – 63%, %)
На уровне ценностных ориентаций и нормативных представлений о семье – гендерный эгалитаризм На уровне разделения домашних обязанностей и заботы о детях – (вос)производство гендерной ассиметрии как за счет политики государства в отношении семьи, так и гендерной культуры общества В ситуации множественного равновестия консервативная мобилизация может быть успешной (идеология, политические инструменты, гендерные паттерны)