Романтизм в русской живописи первой половины XIX века
Романтизм Романтизм Романтизм - (франц. romantisme), направление в культуре, возникшее в начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народнопоэтические темы. Романтизм противопоставил утилитаризму устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Так же характерны утверждение ценности духовно-творческой жизни личности, изображение одухотворенной и целительной природы. В романтизме работали такие русские художники, как О. А. Кипренский, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, В. А. Тропинин и др.
Кипренский Орест Адамович Выдающийся художник русского романтизма, известен как замечательный портретист. Родился 13 марта 1782 года на мызе Нежинской. В 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств. (учился до 1803 года). В 1816 К. уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. В 1819 флорентийская Академия художеств заказала К. автопортрет для галереи Уффици. В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, приняв католичество. Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких. Автопортрет (1808)
Портрет Е. В. Давыдова (1809) Отличительной чертой портретов Кипренского является то, что они показывают душевное обаяние и внутреннее благородство человека. Портрет героя, отважного и сильно чувствующего, должен был воплотить пафос свободолюбивых и патриотических настроений передового русского человека.
Портрет Е. П. Ростопчиной (1809)
Портрет мальчика А. А. Челищева ( )
Портрет Д. Н. Хвостовой (1814)
Портрет В. А. Жуковского (1815)
Портрет А. С. Пушкина (1827)
Алексей Гаврилович Венецианов Родился 18 февраля 1780 г. в селе Поддубье в купеческой семье. Систематического художественного образования не получил, но некоторое время учился у знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского. В 1811 г. его избрали членом Академии художеств. Летом 1819 г. живописец покинул Петербург и поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково под Тверью. Там он создал свой знаменитый крестьянский цикл. Венецианов погиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. Похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области. Автопортрет (1811)
Жнецы, около 1825 Венецианов посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модному тогда сентиментализму.
Захарка, 1825 Картины, отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.
Портрет Н. М. Карамзина, 1828
Девушка в платке, 1830 Стремясь поведать зрителю о красоте, художник идеализирует образы крестьянского быта.
Петр Великий. Основание Санкт- Петербурга, 1838 Художник обратился к очарованию русской природы её необозримым просторам, прозрачным небесам и мягкому, рассеянному солнечному свету. Тихое обаяние северной земли Венецианов передаёт посредством светлых, лёгких красок.
Карл Павлович Брюллов Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств. Окончив в 1821 г. академический курс, Брюллов отправился в Италию. В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин. После посещения раскопок древнего города Помпеи, Брюллов начал работу над своим главным произведением «Последний день Помпеи» ( гг.). После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен до камерных психологических портретов. Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима. Автопортрет (1848)
Портрет князя Г. Г. Гагарина (1829) Гамма в таких портретах Брюллова мягкая, нежная. Он использовал светлые, прозрачные оттенки.
Портрет Джованины Пачини (1831)
Всадница (1832) "Всадница" - одна из лучших работ Брюллова. Это парадный портрет. Картина динамична, полна движения, чувств и красоты.
Портрет А. Н. Демидова ( )
Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком (1834)
Портрет княгини Е. П. Салтыковой ( ) Часто в портретах Брюллова пейзаж играет роль фона. Он светлый, прозрачный, словно затянут дымкой.
Спасибо за внимание!