Привлечение инвестиций Обзор рынка венчурных инвестиций
Бизнес-идея (seed stage) – маркетинг идеи, предложение "пилотных" образцов товара/услуги. Создание бизнеса (start-up stage) – переход к полноценному функционированию бизнеса. Стадия роста (expansion stage) – освоение новых производственных мощностей, рост численности персонала. Расширение (mezzanine stage) – завоевание доли рынка, стабилизация прибыли. Стадия ликвидности (liquidity stage) – возникновение у бизнеса реальной рыночной стоимости (возможность прямой продажи акций или проведения IPO). Стадии развития стартапа
Финансирование за счет собственных средств «Friends, Family, Fools» - это возможные источники инвестиций в проект на стадии идеи. Конкурсы, бизнес-инкубаторы и программы акселерации Бизнес-ангелы Бизнес-ангелы - это физические лица, инвестирующие часть собственных средств в стартапы на самых ранних стадиях развития. От бизнес-ангелов начали свой путь к вершинам бизнеса Intel, Yahoo, Amazon, Google, Fairchild Semiconductors и многие другие. Источники финансирования стартапа
Финансирование из государственных источников. Гранты и различные программы по поддержке малого предпринимательства. Такие деньги хорошо использовать для проведения НИР. Однако, у такого варианта есть свои минусы: сложность получения, ограниченный объём, ограниченная область использования, необходимость предоставления большого количества отчётности. Источники финансирования стартапа
Венчурный капитал - это капитал, используемый для осуществления прямых частных инвестиций, который обычно предоставляется внешними инвесторами для финансирования новых компаний. Венчурные инвестиции это рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня. Венчурный капиталист - это лицо, которое осуществляет подобные инвестиции. Венчурный фонд это механизм инвестирования с образованием общего фонда (обычно партнерства), для инвестирования финансового капитала, в основном, сторонних инвесторов в предприятия, которые для обычных рынков капитала и банковских займов представляют слишком большой риск. Основатель компании обменивает согласованную долю акций компании на венчурный капитал. Венчурный капитал
В 1946 Джорджиз Дориот основал Американскую Корпорацию Исследований и Развития (АКИР), величайшим успехом которой стала Digital Equipment Corporation. Когда Digital Equipment Corporation разместила свои акции на бирже в 1968 году, она обеспечила АКИР рентабельность 101 % в год. 70 тысяч долларов, которые АКИР инвестировала в Digital Equipment Corporation в 1959 году, имели рыночную стоимость 37 миллионов долларов в 1968 году. Первой компанией, которая была создана с помощью механизма венчурных инвестиций, является Fairchild Semiconductor - американская компания, которая в 1959 году впервые в мире создала интегральную схему, пригодную для массового производства, и была одной из ключевых фирм Кремниевой долины в 1960-х годах. История
FFF –семья, друзья и дураки Angels – бизнес-ангелы Seed Funds – посевные фонды Early Stage Funds – фонды ранних стадий Later Stage Funds – фонды поздних стадий Corporate Investor – стратегичекий инвестор Venture Funds – венчурные фонды Классификация венчурных инвесторов
Оценка стартапа На ранних стадиях У стартаперов есть идея. И поскольку реальная стоимость компании в данном случае стремится к нулю, оценка происходит исходя из самых субъективных соображений. Что оценивают: возможный потенциал продукта, профессионализм команды и, если есть, то предыдущий опыт команды и автора проекта. Как правило, сумма инвестиций на данном этапе не превысит $5-10 тыс., которые пойдут полностью на разработку прототипа, если его еще нет, и на исследование рынка. - по материалам сайта
Оценка стартапа Первый рауд инвестиций (Round A) Есть продукт, готов бизнес план, и в целом у стартапа есть шансы занять нишу рынка при условии наличия инвестиций. Как оценивают: 1.Cost-to-Recreate (CtR) 2. Market Multiple Model (MMM) 3. Discounted Cash Flow (DCF) - по материалам сайта
Оценка стартапа 1.Cost-to-Recreate (CtR) Самый простой метод из всех возможных. Считаем все затраты, необходимые на то, чтобы открыть точно такой же стартап с нуля: оборудование, зарплата, аренда помещения, цена патентов, интеллектуальная собственность и т.д. все возможные материальные и нематериальные активы, которые нужны будут, чтобы воссоздать стартап с чистого листа. Метод не учитывает таких вещей, как мотивация, профессионализм команды, ее опыт и прочие более глобальные внешние факторы, но дает грубое представление о цене. - по материалам сайта
Оценка стартапа 2. Market Multiple Model (MMM) Метод популярен среди венчурных капиталистов, поскольку при адекватном использовании модель даст оценку близкую к реальной. Метод основан на анализе стартапов, похожих на ваш, которые в недавнее время приобретались или финансировались. Далее цену, в которую стартап оценили инвесторы, разделить на показатель (например) продаж за период, и вы получаете мультипликатор, который можете применить к себе. Пример: нашли похожий в отрасли стартап, который был продан за 1 млн руб. Его показатель продаж за полгода составил 500 тыс руб. Мультипликатор равен 2 = 1 млн руб/ 500 тыс руб. А в нашем случае - за полгода продажи 250 тыс. Соответственно, при грубой оценке стоимость стартапа 250 тыс. руб. x 2 = 500 тыс. руб. Можно взять несколько экономических параметров, помимо результата продаж, а потом привести к среднему. - по материалам сайта
Оценка стартапа 3. Discounted Cash Flow (DCF) Метод использует прогнозируемые показатели денежных потоков (cash flow) на несколько лет вперед. И суммирует их с учетом ставки дисконтирования (например, с поправкой на инфляцию): CF – cash flow за период (денежные средства в распоряжении стартапа после вычета расходов за n-период) DCF в данном случае показывает сколько будет стоить стартап за n-лет с учетом функции r инфляции, рисков, альтернативных доходов и всего прочего. Но в упрощенном варианте вместо r можно поставить простую ставку по вкладам в каком-нибудь средненьком банке. Это уже позволит грубо оценить целесообразность инвестиций. - по материалам сайта
После выхода проекта на необходимый уровень доходности, достижении стадии стабильного роста продаж, венчурный фонд уже не заинтересован в том, чтобы продолжать держать данный проект в своем портфеле проектов и у него есть несколько вариантов выхода из проекта – private placement (продажа стратегическому инвестору), IPO, MBO и некоторые другие. Основные варианты выхода инвестора из проекта Private placementIPO Привлечение финансирования для развития бизнеса Максимальная цена продажи пакета акций при осуществлении IPO Более успешное проведение IPO в будущем Создание публичной истории компании Снижение стоимости заемного капитала при публичных займах Гибкость инвесторов компании благодаря ликвидности акций Отсутствие отдельного акционера, обладающего блокирующим пакетом Высокая узнаваемость и восприятие компании инвестиционным сообществом Минимальное участие в управленческих решениях компании Возможность использования опционов для стимулирования ключевых менеджеров компании Менее длительный и затратный способ привлечения долевого финансирования Повышение вероятности осуществления сделок слияний и поглощений Меньшая подверженность колебаниям конъюнктуры рынка капитала на момент размещения (по сравнению с IPO) Возможность оценки рыночной капитализации компании в любой момент Снижение стоимости публичных заимствований