Последствия принятия проекта федерального закона «О внесении изменений…в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» в редакции, предложенной Минэнерго России Эпштейн Александр Дмитриевич Зам. исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
Δ в ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике»: «Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления э/э которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления э/э и предотвращение наступления указанных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления в течение 6 месяцев…»
Чистая прибыль (убыток) по отраслям электроснабжения и водоснабжения/ водоотведения (ВиВ) (млрд. рублей) Цепные индексы роста кредиторской задолженности за энергоресурсы ВиВ и дебиторской задолженности э/э Прибыль э/э уменьшилась на 13% до 36 млрд рублей Убыток ВиВ вырос в 6 раз до -15,4 млрд. рублей Проблема роста дебиторской задолженности – общая для всех коммунальных отраслей
Пояснительная записка к законопроекту «Основными должниками по оплате энергетических ресурсов являются потребители, ограничение поставок ресурсов которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. В первую очередь - организации ЖКХ, а также промышленные предприятия c опасным производством. Фактическая невозможность ограничения поставок энергетических ресурсов указанным потребителям, а также отсутствие каких-либо санкций за нарушения ими платежной дисциплины (?) приводит к существенным злоупотреблениям данными потребителями своим особым положением.»
Типичная структура дебиторской задолженности водоканала Дебиторская задолженность на конец 2013 года - 106,3 млрд.рублей в т.ч. населения по оплате жилищно-коммунальных услуг- 55,1 млрд.рублей (51,9%) Законопроект преследует интересы отраслей электро- и газоснабжения Структура дебиторской задолженности в электроэнергетике и ВКХ существенно различаются
Чистая прибыль/убыток в отрасли водоснабжения и водоотведения 79,8% предприятий ВКХ являются убыточными 60-80% покупаемой э/э идет на оказание услуг населению
Расходы бюджетной системы Принятие поправок к Законопроекту не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ФЗ «О концессионных соглашениях» Статья Субсидиарная ответственность концедента. ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Статья Субсидиарная ответственность собственника ЦСВВ, отдельных объектов таких систем. Уже в 2015 году перед бюджетной системой встанет вопрос удовлетворения требований э/э к бюджетам МСО и субъектов РФ, а в муниципальных образованиях, не имеющих возможность погасить задолженность – к возникновению чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера
Что предлагает законопроект закрепить обязанность по предоставлению финансовых гарантий оплаты «неотключаемыми» потребителями электроэнергии; поставить юридически значимые действия по отказу от исполнения концессионного соглашения в зависимость от своевременной оплаты электроэнергии; поставить юридически значимые действия по заключению, исполнению и расторжению (внесудебному!) договоров аренды, находящихся в гос. или мун. собственности, в зависимость от наличия банковских гарантий, обеспечивающих оплату потребляемой электроэнергии; установить особый порядок субсидиарной ответственности концедента и собственника систем водоснабжения, водоотведения по оплате электроэнергии; придать легитимность полному ограничению режима потребления электроэнергии «неотключаемыми» потребителями электроэнергии – потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Последствия принятия законопроекта Увеличатся риски концессионеров при заключении концессионных соглашений. Планируемый переход существенной части организаций ВКХ на управление на основе концессионных соглашений будет дополнительно осложнен; дополнительное удорожание стоимости электроэнергии за счет банковских гарантий и/или иных обеспечительных инструментов; возрастет нагрузка на бюджетную систему Российской Федерации вследствие невозможности погашения организациями ВКХ расходов на электроэнергию в полном объеме из тарифных источников;
Последствия принятия законопроекта Возникнет угроза коллапса водоснабжения/водоотведения в малых дотационных населенных пунктах в связи с законодательно закрепленной возможностью ограничения режима потребления электроэнергии «неотключаемыми» потребителями электроэнергии. Ухудшится санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка, социальная атмосфера в регионах, из-за приоритетной оплаты электроэнергии в ущерб другим компонентам себестоимости, в том числе, текущим ремонтам, заработной плате основного персонала, амортизации, реагентам.