ЭССЕ? Я - Учитель, и этим горжусь. Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. От общения с детьми получаю огромное удовольствие и их глазами учусь смотреть на мир. Наше взаимное сотрудничество - великая сила, она помогает мне в моих учениках воспитывать Культуру, Интеллигентность, Человечность, а мои ученики учат меня Креативности. Вместе мы создаем творческие проекты и пишем стихотворения, иллюстрируем литературные произведения и создаем авторские тексты, ставим спектакли и обсуждаем просмотренные в театрах премьеры, вместе с литературными героями смеемся, плачем и переживаем, мечтаем и думаем о жизни. Наше общение выходит за рамки школьной программы: нам всегда есть о чем поговорить друг с другом.
ЭССЕ? В своей педагогической практике я использую деятельностную идеологию, разработанную А.Н. Леонтьевым, которая, по моему мнению, позволяет достигнуть образовательных целей независимо от парадигмы в кокой работает школа так как она, нацелена на образовательный продукт учебной деятельности в виде психических новообразований (не только знания, умения и навыки, но и ещё опыт деятельности, способности, характер, воля, установки, ментальный опыт, направленность личности, опыт эмоциональных переживаний, потребности, мотивы). При этом необходимо учитывать, что деятельность личности одновременно протекает в трех сферах ментальной активности: предметной, коммуникативной (диалоговой) и рефлексивной.
ЭССЕ? Я хотел бы, чтобы с самого начала ребенку предоставили возможность изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Главное – чтобы он знал то, что знает. Пусть он не страшится забыть, откуда он почерпнул знания, лишь бы он сумел сделать их собственностью. Его воспитание, его труд, его ученье служат лишь одному: образовать его личность.
ЭССЕ? Мне кажется очень существенной чувственная сторона жизни. Это какая-то совокупность первичных ощущений, которые случаются с нами только в юности. А юность всегда в родных местах. Настолько, что даже имеет смысл утверждение Пруста, что если мы что- нибудь узнаем, то узнаем только в юности, а потом это узнанное понимаем, познаем. Если случается, то только в юности, а если не случилось, то никогда не случится, человек лишен этого. Этого не будет. Вообще.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ? Впечатления, размышления Эмоциональный подъем Формирование личностной позиции, собственного отношения Стремление к самовыражению
ВИДЫ ЭССЕ описательные повествовательные рефлексивные критические аналитические
НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ - Проблема не выделена - Проблема выделена, но ее личностный смысл не проявлен - Автор выделяет проблему и обосновывает ее личностную значимость
РЕФЛЕКСИЯ - Собственный опыт не представлен - Собственный опыт представлен в виде поверхностных воспоминаний - Собственный опыт представлен через отраженные в слове глубинные переживания
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - Не использованы выразительные средства - Использованы художественные средства выражения - Эссе представляет собой эмоционально-образное произведение
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЗАМЫСЕЛ - Отсутствует - Присутствует - Присутствует и является авторским
ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОЧНИКАМ - Автор не обращается к источникам и другим культурным носителям - Автор делает иллюстративные обращения к источникам - Автор реализует диалогическую позицию
ЭССЕ? Учителя пытаюсь копировать. И что-то от него пристаёт к моей кожице. Кажется, каждое следующее поколение Учителей числит себе культом Учителей своих, из поколения предыдущего, понимая, что – до них не добраться, да и добираться не стоит, что они были такие, каких уже нет. Были титаны и олимпийцы. Были Учителя. И каждый раз – ступенька вниз. И понимая, что владеет лишь малой частью – всё остальное растранжирено, потеряно, мимо пальцев пропущено – передаёт эти кусочки былого олимпийства следующим рукам. Руки, сыплющие песок, – одни над другими, а за теми – ещё руки, а над теми – ещё руки. Всё ещё остаётся немного песку в руках. Для меня немного, а кому-то покажется целая чаша…
КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ? НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОТ МИХАИЛА ВЕЛЛЕРА
Эпиграф: Все беды от невежества… А невежество - из неуважения к своему уму. Из счастья быть бараном в стаде.
Невежество. Нечестность. Глупость. Подчиненность. Трусость. Вот пять вещей, каждая из которых способна уничтожить творчество.
Честность, ум, знание, независимость и храбрость – вот что тебе необходимо развить в себе до иде- альной степени если ты хочешь писать…
- Без честности - нет знаний. Нечестный - закрывает глаза на половину в жизни.
Познание – удел человечества. Счастье? Счастье и познание - синонимы…
Концентрация - мысли, чувства, толкования! Вещь тем совершеннее, чем больше в ней информации на единицу объема! Чем больше трактовок она допускает! Настоящий трехмерный сюжет - это всегда символ! Настоящий сюжетный рассказ - всегда притча!
Процесс создания вещи состоит из следующих слоев: отбор наиподходящего, выигрышного, сильнейшего материала, построение вещи, композиция; изложение получившегося языковыми средствами. Этот триединый процесс оплодотворяется мыслью, над-идеей, которая и есть суть рассказа.
Каждая буква должна быть единственно возможной в тексте. Не суетись и не умствуй: прослушивай внимательно свое нутро, пока камертон не откликнется на истинную, единственную ноту.
Не нагромождай детали – тебе кажется, что они уточняют, а на самом деле они отвлекают от точного изображения. Каждый как-то представляет себе то, о чем читает, твое дело - задействовать его ассоциативное зрение одной-двумя деталями. Скупость текста – это богатство восприятия…
ПЕРВОЕ. НАУЧИСЬ ПИСАТЬ ЛЕГКО, СВОБОДНО - И НЕБРЕЖНО - ТАК ЖЕ, КАК ГОВОРИШЬ. НЕ ТУЖЬСЯ И НЕ СТАРАЙСЯ. КАК БОГ НА ДУШУ ПОЛОЖИТ. ОБЫЧНЫЙ УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ - НО В ЗАПИСИ, БЕЗ СОКРАЩЕНИЙ.
ВТОРОЕ. ПИШИ О ТОМ, ЧТО ЗНАЕШЬ, ВИДЕЛ И ПЕРЕЖИЛ. ТОЧНЕЕ, ПОДРОБНЕЕ, РАЗМАШИСТЕЕ.
ТРЕТЬЕ. НАУЧИСЬ ПИСАТЬ ДЛИННО. ПРИКИНЬ НУЖНЫЙ ОБЪЕМ, И ПИШИ ВТРОЕ ДЛИННЕЕ. ПРИДУМЫВАЙ НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ, НО ВОЗМОЖНЫЕ ПОДРОБНОСТИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ. ФАНТАЗИРУЙ.
ЧЕТВЕРТОЕ. А ТЕПЕРЬ ВРИ НАПРОПАЛУЮ. ПРИДУМЫВАЙ ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА; НАЧНЕТ ВЫЛЕЗАТЬ И ПРАВДА, ВСТАВЛЯЙ И ПРАВДУ. ВЕРЬ, ЧТО ЭТО ТАК ЖЕ ПРАВДОПОДОБНО, КАК ТО, ЧТО ТЫ ПЕРЕЖИЛ. ТО, ЧТО ТЫ НАФАНТАЗИРОВАЛ, ТЫ ЗНАЕШЬ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ ВСАМДЕЛИШНОЕ.
ПЯТОЕ. ВЫКИДЫВАЙ ВСЕ, ЧТО МОЖНО ВЫКИНУТЬ! СВОДИ СТРАНИЦУ В АБЗАЦ, А АБЗАЦ – В ПРЕДЛОЖЕНИЕ! НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ЧТО ИЗ ПЯТНАДЦАТИ СТРАНИЦ ОСТАНУТСЯ ПОЛТОРЫ. ЗАТО ОСТАНЕТСЯ ЖИЛИСТОЕ МЯСО НА КОСТЯХ, А НЕ ОДЕЖДЫ НА ЖИРКЕ.
ШЕСТОЕ. НИКАКИХ УКРАШЕНИЙ! НИКАКИХ ПОВТОРОВ! ИЩИ СИНОНИМЫ, ЗАМЕНЯЙ ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ НА СТРАНИЦЕ СЛОВО ЧЕМ ХОЧЕШЬ! НИКАКИХ "ЧТО" И "ЧТОБЫ", НИКАКИХ "ЕСЛИ" И "СЛЕДОВАТЕЛЬНО", "ТАК" И "КОТОРЫЙ". ЧИТАЙ "МАДАМ БОВАРИ" В РОММОВСКОМ ПЕРЕВОДЕ. СТО РАЗ! С ЛЮБОГО МЕСТА! КОГДА СУМЕЕШЬ ПОДРАЖАТЬ - ДВИНЕШЬСЯ ДАЛЬШЕ.
СЕДЬМОЕ! НЕОБХОДИМО СООТНОШЕНИЕ, ПРОПОРЦИЯ МЕЖДУ ПРОЧИТАННЫМ И ПЕРЕЖИТЫМ НА СВОЕЙ ШКУРЕ, МЕЖДУ ПЕРЕДУМАННЫМ И УСЛЫШАННЫМ ОТ ЛЮДЕЙ, МЕЖДУ РАФИНИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ КНИГ И ЗНАНИЕМ ЧЕРЕЗ ОБОДРАННЫЕ БОКА.
ВОСЬМОЕ… НАЛЯЖЕМ НА СИНТАКСИС. ВОСЕМЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ СПОСОБНЫ СДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ ЧТО УГОДНО. ПРОБУЙ, ПЕРЕГИБАЙ ПАЛКУ, ИЩИ. ИЗМЕНЯЙ СМЫСЛ ТЕКСТА НА ОБРАТНЫЙ ТОЛЬКО СИНТАКСИСОМ. ПОЧИТАЙ-КА, ГОЛУБЧИК, СТЕРНА. ЛЕРМОНТОВА…
НЕ ВЫПЕНДРИВАЙСЯ – ПРОСТО ИЩИ ВЕРНОЕ.
ДЕВЯТОЕ ЧТО КАЖДАЯ ДЕТАЛЬ ДОЛЖНА РАБОТАТЬ, ЧТО РУЖЬЕ ДОЛЖНО ВЫСТРЕЛИТЬ - ЭТО ТЫ УЖЕ ЗНАЕШЬ. СЛУШАЙ ПРИЕМ АСОВ: РУЖЬЕ, КОТОРОЕ НЕ СТРЕЛЯЕТ. ЭТО ПОХИТРЕЕ.
ДЕСЯТОЕ. ВСТАВЛЯЙ ЛИШНИЕ, НЕНУЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА. НО ЧТОБ БЕЗ ЭТИХ СЛОВ - ПРОПАДАЛ СМАК ФРАЗЫ.
ОДИННАДЦАТОЕ КОГДА РЕШИШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ УЖЕ НЕ МОЖЕШЬ, НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ ВЕЩИ. ПОТОМ МОЖЕШЬ… ИДТИ В ШКОЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ.
Не обольщайтесь… Я не более чем дал вам сумму технических приемов и показал, как ими пользуются. Кое на что раскрыл вам глаза... Сэкономил вам время... С толком ли - время покажет...