Методы анализа и экспертизы для электронных программно - методических и технологичес - ких средств учебного назначения. ( ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ )
Основные факторы оценки качества педагогической продукции Соответствие педагогическим целям и программам обучения. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий ( выявление и определение условий их реализации в педагогической продукции ). Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий. Виды педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.
Создание и использование педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
Постановление Президиума Российской академии образования 2006 В целях повышения качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и осуществления координации научных исследований в области ее разработки и экспертизы Отделению профессионального образования совместно с Отделением общего среднего образования с Отделением психологии и возрастной физиологии создать в РАО экспертный совет по оценке качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, с привлечением в качестве экспертов ведущих специалистов в этой области. 13 декабря 2006 г.
Соответствие педагогическим целям и программам обучения. Таксономия Блюма или другие классификации педагогических целей Действующие стандарты и учебные программы.
Дидактические возможности информационных и коммуника - ционных технологий Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ Компьютерная визуализация учебной информации Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов Автоматизация процессов вычислительной, информационно - поисковой деятельности Автоматизация процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия Автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения
Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ позволяет обеспечить интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной ( программно - аппаратной ) системой, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога ( например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием « ключевого » слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним.
Компьютерная визуализация учебной информации предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений ( как реальных, так и « виртуальных »), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.
Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов Моделирование объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и « виртуально » предполагает представление на экране математической, информационно - описательной, наглядной модели адекватно оригиналу.
Автоматизация процессов вычислительной, информационно - поисковой деятельности позволяет в достаточно короткие сроки констатировать результаты « экранных » лабораторных ( демонстрационных ) экспериментов ; варьировать значениями параметров ( например, физических величин ), адекватно условиям эксперимента ; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования.
Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования
Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации интенсификация психолого - педагогического воздействия с целью развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей деятельности ; развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо мыслить, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации ; формирование способности адаптироваться к создавшейся новой социо - культурной среде и изменяющимся условиям окружающего мира ; формирование и развитие умений осуществлять сбор, обработку, продуцирование, транслирование, архивирование информации, деятельность по представлению и извлечению знания ; развитие способности к осознанному восприятию интегрированной информации ; развитие коммуникативных способностей при информационно - емком взаимодействии ; развитие умений осуществлять информационно - поисковую, экспериментально - исследовательскую деятельность на основе рассмотрения и исследования процессов моделирования, симуляции, имитации.
Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, дидактических возможностей ИКТ ; обеспечение побудительных мотивов ( стимулов ) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ ; углубление межпредметных связей за счет использования современных средств ИКТ при решении задач различных предметных областей.
Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества подготовка в области реализации возможностей средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий в соответствующей сфере жизнедеятельности члена информационного общества ; подготовка пользователя средствами информационных и коммуникационных технологий в различных аспектах ( культурно - бытовой, просветительский, профессиональный ).
Виды педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий электронные издания образовательного назначения ; электронные средства учебного назначения ; учебно - методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения ; информационная сеть образовательного учреждения ; распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей ; комплекты учебной вычислительной техники ( КУВТ ); учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ.