Рекомендации по выполнению заданий части С Подготовка к ГИА
Задание С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Внимательно читаем текст, отмечаем, когда меняется предмет, о котором говорится. Смысловые части текста не всегда совпадают с абзацами. В заглавие смыслового фрагмента нужно вынести то, о чем в нём говорится. План должен быть сложным. (2 позиции из 3 раскрыты)
Задание С1. Простой план Сложный план 1. Сущность понятия «ребёнок». 2. Личные права ребёнка 3. Имущественные права ребёнка. 1. Сущность понятия «ребёнок» 2. Личные права ребёнка: а)право жить и воспитываться в семье; б)право знать своих родителей; в)право на заботу родителей; г)право на общение с родителями и другими родственниками; Д)право на защиту своих прав и законных интересов; е)право ребёнка выражать своё мнение; ж) право на фамилию, имя, отчество. 3. Имущественные права ребёнка: а)на получение содержания; б)право собственности на доходыи другое имущество; в)право распоряжения имуществом.
Задание С2. Кто согласно закону, считается ребенком? Кто осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка? Что и в каком количестве требуется назвать? Отвечать нужно на оба вопроса. Ни в коем случае не нужно переписывать весь фрагмент текста, содержащий ответ на вопрос. Ответ должен быть кратким, точным и соответствовать структуре задания.
Задание С2. Согласно закону, ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органом опеки и попечительства, прокурором и судом, а также ребёнком самостоятельно.
Задание С3. Используя содержание текста, назовите два личных и два имущественных права ребенка. Приведите пример реализации одного любого из них. Что и в каком количестве назвать? 1) два личных права ребенка 2) два имущественных права ребенка 3) пример реализации одного из названных прав.
Задание С3. Примерный ответ: Личные права ребёнка: а)ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье; б)ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками. Имущественные права ребёнка: а)ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; б)ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка. Пример реализации права ребёнка на общение с обоими родителями: сын может видеться с отцом, проживающим отдельно после развода с матерью.
Другой вариант С3. Какие способы защиты прав ребенка родителями или им самим обозначены в тексте? Укажите на менее трёх способов. Примерный ответ: Способы защиты прав ребенка: 1)Обращение родителей в прокуратуру; 2)Обращение родителей в суд; 3)Самостоятельное обращение ребёнка в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Задание С4. Какие способы обретения несовершеннолетним права собственности на какое-либо имущество упомянуты в Семейном кодексе? Укажите любые три из них. Как несовершеннолетний может распоряжаться своей собственностью? Приведите три способа.
Задание С4. Способы обретения несовершеннолетним права собственности: а)получение имущества в дар; б)получение имущества в порядке наследования; в)получение дохода. Способы распоряжения несовершеннолетним своей собственностью: а)подарить кому-либо; б)обменять на что-то другое; в)использовать по назначению.
Задание С5. 12-летний Андрей, страдающий врождённым пороком сердца, захотел, по примеру своих одноклассников, заняться каратэ. Однако родители, когда Андрей дома завёл разговор о записи в секцию, запретили ему делать это и сказали, что запишут его в художественный кружок. Аргументы Андрея, заявившего, что он не хочет ходить в такой кружок и что они должны учесть его мнение, родители оставили без внимания. Объясните позицию родителей Андрея с точки зрения норм Семейного кодекса. Приведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) дать объяснение.
Задание С5. Примерный ответ: 1. Согласно Семейному кодексу, родители, запретив Андрею заниматься каратэ, правы, поскольку это противоречит его интересам (он болен пороком сердца); 2. Согласно Семейному кодексу, родители, заявив Андрею, что запишут его в художественный кружок, не правы, поскольку Андрей в такой кружок ходить не хочет, а мнение ребёнка, достигшего 10 лет, обязательно должно быть учтено. 3. Фрагмент текста: «Статья 57. Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».
Задание С6 Родители по сравнению с детьми обладают гораздо большим жизненным опытом. Тем не менее, в статье 57 Семейного кодекса установлено право ребёнка выражать своё мнение по вопросам жизни семьи, затрагивающим его интересы, и, соответственно, обязанность родителей выслушать и учесть мнение ребёнка. Согласны ли Вы с этим положением закона? С опорой на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Задание С6. В нашем случае правильный ответ должен содержать следующие элементы: точку зрения выпускника (согласие или несогласие); два аргумента (объяснения) выбранной позиции.
1-й вариант ответа 2-й вариант ответа Содержание ответа Согласие учащегося с представленной точкой зрения, аргументы. Несогласие учащегося с представленной точкой зрения, аргументы Текст ответа Да, согласен (согласна).Нет, не согласен (не согласна). Объяснения: 1) в некоторых вопросах, касающихся его, ребёнок вполне способен разобраться, например, чем ему хотелось бы заниматься в рамках дополнительного образования; Объяснения: 1) в некоторых вопросах, касающихся его, ребёнок ещё не вполне способен разобраться, например, в том, что касается распоряжения имуществом; 2) Ребенок должен привыкать нести ответственность за свои слова, мнения и поступки и получать, таким образом, социальный опыт. 2) Ребенок ещё не вполне способен разумно поступить, например, в вопросах отношения к собственному здоровью и совершить действие, противоречащее его интересам.