Реализация технологии «Портфолио дошкольника» в практике дошкольного учреждения» Презентацию подготовила Воспитатель Бабаева Н.Н.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка в определённый период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии, «педагог – ребёнок – родитель» Портфолио – образовательная технология, обеспечивающая личностно – ориентированный подход воспитания
Нормативные документы регламентирующие внедрение технологии «Портфолио» Письмо Министерства образования России от г. 89/34 – 16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо Министерства образования России от г. 90/30 – 16 «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй» Письмо Министерства образования России от г. 23/16 «О порядке проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»
Цель технологии «Портфолио дошкольника» Формирование личности ребёнка, открытие ребёнком своего Я : своих чувств, переживаний, побед, открытие большого мира через призму детского восприятия Увидеть картинку значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте Показать его способность практически применять приобретённые знания и умения
Задачи технологии «Портфолио Дошкольника» Расширять возможности развития и саморазвития Поощрять активность и самостоятельность Развивать навыки оценочной (самооценочной ) деятельности детей Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность Решение этих задач способствует формированию у дошкольников – будущего первоклассника – универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень – НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Преимущества технологии «Портфолио дошкольника» Происходит интеграция количественной и качественной оценок Происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку Направлена на сотрудничество : воспитателя, дошкольника, семьи, педагогов - коллег Эта форма непрерывной оценки, способов совершенствования образовательного процесса
Функции технологии «Портфолио дошкольника» Диагностическая Целеполагательная Мотивационная Содержательная Развивающая Рейтинговая
Портфолио дошкольника ( ! Период накопления материалов 2 – 4 года) По направленности - это собственность ребёнка По целеполаганию – достижений, накопительный По времени создания – краткосрочный, долгосрочный, среднесрочный По оформлению – печатный (папка с файлами), электронный ; раскраска По содержанию – документы (сертифицированные индивидуальные достижения, творческие работы Координацию деятельности по созданию портфолио осуществляет ВОСПИТАТЕЛЬ!
Алгоритм запуска технологии «Портфолио дошкольника» В ДОУ 1. Создание творческой группы 2. Определение цели ( для чего нужно «Портфолио» ), выбор вида портфолио 3. Разработка пакета документов: положение, функциональных обязанностей, регламентирующих внедрение конкретного вида портфолио 4. Разработка творческой группой структуры примерного образца портфолио (количество рубрик, выделение обязательных для заполнения и вариативных 5. Разработка плана работы творческой группы по внедрению технологии
«Портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И. Адаменко) Часть индивидуальной программы развития ребёнка, хранится у специалиста и оформляется приложением при выпуске из ДОУ. Информация конфиденциальна. Портфолио достижений дошкольника Накопительный портфолио « книжка обо мне» Можно сделать приложением Оценочно диагностический портфолио
Портфолио дошкольника – комплексный портфолио Электронный Портфолио накопительный Раскраска «Портфолио работ» (собрание творческих и проектных работ, участие в конкурсах, соревнованиях и т.п.) «Портфолио отзывов» (отношение автора к различным видам деятельности, представленными педагогами, родителями)
Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определённым образом. Портфолио Разделы Рубрики
Варианты разделов Портрет ( материалы, представляющие автора) Рабочие материалы ( материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнении портфолио) Достижения (материалы, которые демонстрируют прогресс автора)
Структура портфолио Титульный лист Познакомьтесь со мной Ждём не дождёмся Полюбуйтесь на меня Моё сказочное имя Звёздочки шепнули по секрету ( знак зодиака, детский гороскоп) Моя семья Мой мир Мои успехи (детские работы, рисунки, фотографии с утренников) Почитайка Посоветуйте мне Награда для героя
Система внедрения технологии в работу ДОУ С ПЕДАГОГАМИ 1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию ПОРТФОЛИО 2. Разработка структуры ПОРТФОЛИО 3. Оформление образца ПОРТФОЛИО педагогом 4. Презентация образца ПОРТФОЛИО 5. Индивидуальная работа по внедрению ПОРТФОЛИО ребёнком
Система внедрения технологии в работу ДОУ С ДЕТЬМИ 1. Рассматривание образца портфолио 2. Индивидуальная беседа с ребёнком ( мотивация для последующей работы) 3. Индивидуальная работа с ребёнком по совместному наполнению портфолио. С РОДИТЕЛЯМИ 1. Индивидуальная работа педагога по ознакомлению родителей с технологией «Портфолио дошкольника» 2. Ознакомление родителей с портфолио ребёнка 3. Консультативная помощь по оформлению портфолио
Этапы работы 1. Постановочный Определить цель Разработать «Положение о портфолио» Определить функциональные обязанности Кто составитель? Воспитатель ( храниться в группе) Специалист ( храниться у специалиста) Родители с ребёнком (дома)
2. Поисковый Сбор информации Работа с детьми ( индивидуальная, подгрупповая) Взаимодействие с родителями (научить наблюдать, фиксировать изменения, записывать) Консультация с педагогами
3. Заключительный. Критерии оценивания Творческий подход Интерес и желание ребёнка Значимость для ребёнка, родителей, педагогов
Приложения Примерное положение о портфолио Функциональные обязанности сотрудников ДОУ при внедрении технологии «Портфолио дошкольника» Варианты портфолио Анализ и сопоставление ответов детей и родителей (в динамике)
Рекомендуемая литература Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. «Детство –пресс», Кочкина Н.А. Чернышова А.Н. Портфолио в ДОУ Скрипторий – Белая К.Ю. Портфолио участников образовательного процесса В ДОУ УЦ Перспектива,2011
Спасибо за внимание.