Дошкольный возраст : становление эстетически развитой личности Автор : зам. заведующей по УВР Ильичева Н. Д. г. Отрадное
Современная теория художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная, структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Система художественно – эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Возраст с рождения до семи лет – период приобщения ребёнка к изучению окружающего мира и период его начальной социализации. В дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей. Таким образом, большую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин " эстетика " происходит от греческого "aisteticos" ( воспринимаемый чувством ). Философы - материалисты ( Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский ) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В основе концепции воспитательной системы лежит одна из позиций Самоценности дошкольного периода жизни человека ( теория А. В. Запорожца ). Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка - дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно - театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
Природосообразная детскому возрасту амплификация, положительно- эмоционально окрашенная художественно- эстетическая деятельность дошкольников способствует развитию творческого воображения! Творческое воображение является предпосылкой развития у дошкольников наглядно- образного мышления Наглядно- образное мышление – основа (тандем) логического мышления дошкольников
Одним из важных условий реализации системы художественно - эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - развивающей среды. Созданная в детском саду предметно - развивающая среда должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Система педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях : - специально организованное обучение ; - совместная деятельность педагогов и детей ; - самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие педагогов и воспитанников должно осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включать разнообразные формы и методы работы : групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок и т. д.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей должно строится по двум направлениям : 1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. 2. Повышение психолого - педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации.
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Высокий уровень готовности к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду. Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно - эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.
Спасибо за внимание