Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад 3 г. Томска Презентация «Развивающие игры В. Воскобовича» Автор: Гвоздева Ольга Александровна, воспитатель I квалификационной категории Томск 2014
Развивающие игры Воскобовича Эти яркие, качественные игры делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным. В каждой игре имеются отличительные конструктивные элементы. В игре «Геоконт» – динамичная резинка, в «Прозрачном квадрате» –прозрачность и непрозрачность, в «Квадрате В.» - гибкость и жёсткость используется одновременно.
Воскобович Вячеслав Вадимович В.В. Воскобович закончил ленинградский «Политехнический институт» по специальности «инженер – физик». В педагогику его привели собственные дети. Задумался о их развитии, да так крепко, что это стало делом его жизни. Начало 90 х- это время поиска чего – то нового и альтернативного. Он познакомился с опытом Б.П Никитина, М.А. Зайцева, Монтессори. Тогда и родилась методика В. Воскобовича. Он организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» - единственный производитель увлекательных развивающих игр и пособий автора.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Наша задача – помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. А этой пищей является игра. Игра стимулирует проявление творческих способностей, создаёт условия для его личностного развития. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича. Использование этих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
Образовательные области Технология Воскобовича – это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы; узнают и запоминают цвет, форму. Тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, память, воображение. познавательное развитие;речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; Социально - коммуникативное развитие; физическое развитие. Образовательные области
Развитие познавательных способностей в играх Творческое развитие (воображение) Сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер) Интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование ) Математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения) Обучение чтению (звуковой анализ, буквы, слоги, слова) Развитие психических процессов
Особенности развивающих игр 1 Широкий возрастной диапазон 2 Многофункциональность 3 Вариативность игровых заданий и упражнений 4 Творческий потенциал 5 Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий материал 6 Методическое сопровождение
Этапы освоения игр детьми 1. Взрослый знакомит детей с персонажами сказок. Подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с ними. 2. Дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, выполняют задания, требующие волевых усилий, концентрации внимания. 3. Развивают творчество и самостоятельность. Дети самостоятельно изобретают игровые задания, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.
Игровой комплекс «Коврограф «Ларчик» Коврограф - это игровое поле из ковролина с нанесённой на нём сеткой. Сетка помогает знакомить с пространственными, количественными отношениями, облегчает построение различных геометрических контуров. Зажимы, кармашки, кружки, верёвочки создают наглядность, динамизм игр и занятий.
Разноцветные верёвочки Это прекрасный материал для аппликации, с большими функциональными возможностями. Верёвочками можно обводить, соединять картинки, выделять множества,«рисовать», измерять величину предметов. Совершенствуют интеллект. Развивают математические представления. Развивают творческие способности. Тренируют мелкую моторику.
Кружки «Забавные цифры» Задачи: - цвет, величина; -обозначение (углы); -количество; -соотнесение парами. Если на помощь малышу придут забавные зверята - цифрята, математика превратится в увлекательную игру под названием «Цифроцирк».
Комплект «Геоконт» - геометрический конструктор Игра способствует: Развитию сенсорных способностей (цвет, форма, величина) Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, воображения, речи). Тренировке мелкой моторики кисти и пальцев рук. Освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв, цифр. Развитию творческих способностей. Виды конструирования: 1 Силуэтное конструирование 2 Работа с координатной сеткой 3 Геометрия для дошкольников 4 Логика, фантазия, творчество.
Перенесение координат с геоконта на геовизор, дорисовывание изображения, составление рассказа. Задачи:
Комплект «Игровой квадрат» «Квадрат Воскобовича» – это игра – головоломка на трансформацию фигур без нарушения целостности самой игры. С помощью сказки, волшебный квадрат становится домиком, ежиком, конфетой, Вороном Метром. Задачи: Развитие логического мышления, пространственного воображения, конструктивных умений, мелкой моторики руки.
Планирование работы по использованию игрового квадрата. 1. Знакомство с квадратом. 2. Превращение квадрата в разноцветную фигуру (одноцветную) 3. Конструирование фигуры по схемам (закрашивание рисунков) 4. Придумывание новых фигур и конструирование их. 5. Оператор вращения (повернуть фигуру, на что она похожа?) 6. Образное сложение (загадывание фигуры, положение, цвет, расположение). 7. Квадрат и структура (мерка). 8. Конструирование объёмных фигур по сказке. 9. Складывание из разрезного квадрата объёмных фигур, придумывание названия.
Знаковый конструктор «Волшебная восьмёрка» Что развивает: 1. Интеллект – процессы внимания, словесно – логической – памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигуры. 2. Мелкую моторику рук.
Как играть 1 этап. Конструирование цифр по схеме. Играем с палочками: -Ориентировка в пространстве -Счётный элемент -«Рисуем» предметы и называем их -Находим ошибки 2 этап. Конструирование по словесной модели. 3 Мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.
Кораблик «Брызг - брызг» и «Плюх - плюх» В игре развиваются : 1. Сенсорные способности 2. Мелкая моторика рук. 3. Внимание, мышление, память, речь. 4. Обучение счёту. 5. Освоение пространственных отношений. 6. Решение логических задач.
Развиваемся играя. Любой корабль предвещает увлекательное плавание, а кораблик «Брызг - брызг» уплывает в страну математики и увозит туда юных матросов. С корабликом математика превращается в интересную игру. Играя, дети решают учебные задачи.
Игровой графический тренажёр «Игровизор» На подложку «игровизора» нанесена сетка, с помощью которой можно предлагать детям: Графические диктанты: -На ориентировку в пространстве листа; - изображение любых фигур. Перенос изображения по клеточкам и т. д. «Игровизор» с приложениями (любая тетрадь с заданиями).
Достоинство «Игровизора»: Экономичность. Листы с заданиями используются многократно. Вариативность. Один и тот же лист используется для решения различных заданий. Самоконтроль. Возможность проверить себя и исправить ошибку.
«Прозрачный квадрат» «Нетающие льдинки» – это пластинки игры «Прозрачный квадрат», которые превращаются в различные фигурки и помогают Малышу Гео найти дорогу из Фиолетового леса. Играя развиваем память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности. Игра способствует освоению эталонов формы, умению считать, знакомит с пространственными отношениями и величиной, помогает понять соотношение целого и части.
«Прозрачный квадрат» Игра «Вертикальное домино» Строим самолёт по схеме.
«Чудо конструкторы» «Чудо соты» и «Чудо цветик» В играх у детей развиваем: Математические представления (состав числа, соотношение целого и части пространственные отношения); Творческие способности. Психические процессы. Мелкую моторику.
Играем с «Чудо – сотами» Знакомимся с сотами; Составляем фигурки из альбома; Придумываем фигуры; Обводим по трафарету. Придумываем фигуры.
Игры с «Читайкой» на шариках Поиск шариков с одинаковыми буквами; слоговое чтение; поиск группы слов по обобщающему слову. Приложение к игре «Игровизор» - «Лабиринты букв».
Приложения к «Каврографу «ларчик» «Набор цифр и знаков»«Умные стрелочки»
«Квадрат» (приложение к игре «Прозрачный квадрат»)
Ожидаемые результаты Сформированность навыков учебной деятельности, собственного мнения. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Поставленных как взрослым, так и им самим. Понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы, воспроизводить по точкам кода, способен предложить собственный замысел и выполнить его в рисунке. Хорошо развитые пространственные представления. Уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию. Развитую мелкую моторику, подготовку руки к письму.
Список используемой литературы 1. В.И. Логинова «Детство» – программа развития и воспитания в детском саду.СПб,2004 г. 2. М.В. Крулехт «предметный мир вокруг нас».СПб, Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Воронеж, Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» Воронеж Метода В.В.Воскобович, Т.Г. Харько «Сказочные лабиринты игры». СПб В.В.Воскобович «Сказка о прозрачном квадрате». СПб В,В,Воскобович «Сказка об удивительном Геоконте». СПб В.В.Воскобович «Сказка об удивительных приключениях – превращениях квадрата».СПб В.В.Воскобович, Т.Г. Харько коврограф «Ларчик» (методическое пособие). СПб В.В.Воскобович, Т.Г. Харько «Геовизор». СПб 2007.
Спасибо за внимание!