От электронного учебника к Новой Педагогике Татьяна Валерьевна Долгова Центр стратегии и развития Издательство «Дрофа»
Эволюция учебников Эволюция носителей Рукописные учебники Полиграфические учебники Учебно- методические комплекты, включающие электронные ресурсы Цифровые учебники и учебно- методические комплексы, образовательные системы Эволюция содержания и методического аппарата учебников До н.э.XV в. н.э. XVXX вв. 90-е годы XX в. XXI в.
Образование XXI века Новые запросы общества Новые требования к системе образования Новая дидактика и новые учебные средства Новые технологические возможности Новые педагогические технологии учение на протяжении всей жизни общедоступное образование адаптивность обучающих систем к запросам обучающихся персонализирован ное образование сотрудничество обучающихся в рамках сетевого взаимодействия Образование 3.0
От традиционного учебника к цифровой образовательной системе Структурированность Унифицированность Разноуровневость Системность Научность Наглядность Разнообразие КИМ Новые свойства: Разнообразие форм представления информации и мультимедийность Интерактивность Избыточность Гибкость и адаптивность Наличие инструментов и сервисов для обеспечения учебной деятельности
Новые свойства – новые функции п/п Новые свойства учебников в электронной форме Примеры новых дидактических функций 1. Разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность Учёт когнитивных стилей восприятия; Расширение возможностей для развития навыка перевода информации из одной формы в другую; Повышение наглядности; Представление объектов и явлений в реалистичном виде; 2. Интерактивность содержания Возможность нелинейного изучения содержания; 3. Избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность содержания Предъявление информации по индивидуальному запросу учащегося, проявление избирательности к информации, реализация индивидуальной образовательной траектории; Использование различных сочетаний взаимосвязанных элементов содержания с целью всестороннего охвата изучаемого материала; Реализация уровневой дифференциации обучения; Реализация принципа вариативности;
Инструменты и сервисы учебника в электронной форме Индивидуальные настройки интерфейса Инструменты поиска и структурирования информации (в т. ч. «Избранное») Инструменты для работы с текстовым содержанием (в т. ч. заметки и закладки) Инструменты навигации Система оценивания и организации проверки учебного материала Сервисы коммуникации
Повышение мотивации к учению Достижение образовательных результатов Формирование компетентностей к развитию новых компетенций Возможность нелинейного освоения учебного материала Реализация системно- деятельностного подхода Учёт личностных особенностей учащихся Активно- деятельностные формы работы с учебным содержанием Адаптивность Индивидуализация и персонализация Реализация требований ФГОС Избыточность и вариативность учебных и организационных возможностей Разнообразие заданий Избыточность учебной информации Разнообразие форм предоставления учебной информации Различные уровни вложенности учебной информации Дидактические свойства современных учебников
Система требований к учебникам в электронной форме Требования к педагогическому проектированию Требования к содержанию Требования к системе вопросов и заданий Требования к формам представления информации Требования к эргономическим качествам Требования к инструментам и сервисам
Система требований к учебникам Полиграфические учебники Учебники в электронной форме Требования к содержанию Научность Достоверность Наглядность доступность изложения соответствие изучаемому предмету и возрасту обучаемых Соответствие требованиям ФГОС и результатам освоения ООП Требования к системе вопросов и заданий Наличие различных типов и видов заданий, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов Наличие цифровых практикумов, виртуальных лабораторий и т.п., способствующих в т.ч. развитию мотивации к учению Требования к формам представления информации Соответствие визуального ряда тексту учебника Сбалансированность визуального ряда Соответствие выбранного уровня мультимедийности психолого-возрастным особенностям учащихся и специфике изучаемого предмета Требования к дизайн- эргономическим качествам Удобство в использовании Совместимость с различными операционными системами Дружественный интерфейс
Система требований к учебникам в электронной форме Требования к навигации Интерактивное оглавление Возможность перехода между элементами Учебника с помощью перекрёстных ссылок Гиперссылки на дополнительные материалы Гиперссылки на внешние ресурсы Требования к инструментам и сервисам Возможность выбора режима просмотра / масштабирование Возможность поиска по текстовому содержанию Выделение маркерами фрагментов текста Наличие инструментария для работы с текстовой информацией (заметки и закладки) Фиксация хода образовательного процесса, в т. ч. сохранение результатов выполнения заданий Обеспечение возможности организации групповой деятельности и коммуникации между участниками образовательного процесса
Ученик разработчик исследователь испытатель аналитик Учитель координатор куратор фасилитатор партнёр эксперт Учитель ментор «передатчик» знаний и опыта контролёр Ученик «приёмник» знаний и опыта Изменение ролей участников образовательного процесса 11
Место учебника в социокультурной образовательной среде Личная образовательная среда учащегося Учебник в электронной форме Полиграфический учебник Социокультурная образовательная среда школы
От учебника в электронной форме к цифровой образовательной системе Учебный контент Учебники в электронной форме Система организации деятельности Органайзер Портфолио Проекты Система навигации Книжная полка Карта темы Система оценивания Электронный журнал Система коммуникации Сообщения Форумы Видеоконференци и Группы Образовательная система «Диалог»
От учебника в электронной форме к цифровой образовательной системе Учебный контент Игры и игровые приложения «Живые» книги Электронные издания для педагогов Система организации деятельности Конструкторы деятельности Рабочие дневники педагога ДО Система навигации Книжная полка Карта темы Система оценивания Электронное тестирование, фиксация личного прогресса ребенка Система коммуникации Сообщения Форумы Видеоконференци и Консалтинг Образовательная система «Диалог»
УМК «Диалог» - прототип образовательно- методической системы Азбука Русский язык Математика Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура