Кардинальные изменения в законодательстве об охране труда Основные аспекты ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специальная оценка условий труда. 2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»
Advertisements

Отличительные особенности специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда Инженер 1 категории Пенкин Сергей Николаевич.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
ФЗ 426 от г.. 1. Плановая СОУТ проводится 1 раз в 5 лет 2. Внеплановая СОУТ проводится: - организация новых рабочих мест; -по предписанию государственного.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
Специальная оценка условий труда Нормативная база и основные процедуры Специалист по охране труда и технике безопасности Макиевская Т.Л. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственная инспекция труда в г.Санкт-Петербурге "Создание благоприятных условий труда на рабочем месте" (Изменения в законодательстве об охране труда.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 апреля 2011г. 342н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным.
Новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи федеральной инспекции труда Директор Департамента условий.
Специальная оценка условий труда как инструмент совершенствования системы управления охраной труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты.
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий охраны труда.
Специальная оценка условий труда 1. ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 2 аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ДО
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ФЗ 426 от г. «О СПЕЦИАЛЬНОЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской.
Транксрипт:

Кардинальные изменения в законодательстве об охране труда Основные аспекты ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»

2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ПРАВО НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА СТИМУЛ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА СТИМУЛ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОБУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОБУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ

3

4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА 956 млрд. рублей 2,1 % от ВВП Потери работодателей (включая потери вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели) 1,94 трлн. рублей 4,3 % от ВВП Суммарные экономические потери (включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты)

5 Выявлены Не выявлены Исследования и измерения идентифицированных факторов Идентификация вредных и опасных факторов Рабочие места сотрудников, профессии которых предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Вредные и опасные условия труда Декларирование соответствия условий труда Рабочие места сотрудников, профессии которых не предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Определение класса условий труда Оптимальные и допустимые условия труда ПРОЦЕДУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В случае отсутствия АРМ – поэтапное проведение СОУТ до 31 декабря 2018 г

6 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ Обязательная страховка Обязательная страховка НЕДОПУЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ОГРАНИЧЕНИЕ КРУГА ЛИЦ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА – ЭКСПЕРТЫ НЕСУТ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЪЕКТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОУТ ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СОУТ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНО В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ

7 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ Обязательная страховка Обязательная страховка штраф до 50 тыс. рублей дисквалификация до 3 лет данные в Минтруд для лишения сертификата эксперта Эксперт штраф до 200 тыс. рублей приостановление деятельности до 90 суток данные в Росакредитацию для аннулирования аттестата аккредитации Организация Изменения в КОАП вступают в силу с 1 января 2015 года

8 ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей Об утверждении Порядка допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда О Порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» Постановления Правительства Российской Федерации

9 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» От 24 января 2014 г. 33 н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» От 24 января 2014 г. 32 н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» От 7 февраля 2014 г. 80 н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» От 12 февраля 2014 г. 96 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» От 20 февраля 2014 г. 103 н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» Приказы Минтруда России (находятся на регистрации в Минюсте России)

10 ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда Об утверждении порядка передачи результатов проведения специальной оценки условий труда Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда Об утверждении Порядка проведения аттестационного испытания с целью получения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда О создании комиссии по рассмотрению апелляций на результаты прохождения аттестационного испытания на право выполнения работ по специальной оценке условий труда Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда Приказы Минтруда России

11 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Работодатель (председатель комиссии), его представители, включая специалиста по охране труда Представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии) Комиссия по проведению специальной оценки условий труда НОВОЕ: Представители (эксперты) организации, проводящей специальную оценку условий труда в комиссию по проведению специальной оценки условий труда НЕ ВХОДЯТ

12 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Привлечение независимой организации, проводящей специальную оценку условий труда Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда Возможность привлечение нескольких организаций, проводящих специальную оценку условий труда

13 ЭТАПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов Отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда НОВОЕ !

14 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ Выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников потенциально вредных и (или) опасных факторов Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов Вредные (опасные) факторы не идентифицированы Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда Проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных (опасных) производственных факторов Вредные (опасные) факторы идентифицированы Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором Декларирование соответствия условий труда

15 ВЫЯВЛЕНИЕ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

16 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА Оформляется в порядке, установленном Минтрудом России Декларация соответствия условий труда Ведет Роструд Реестр деклараций соответствия условий труда Срок действия декларации 5 лет С работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов Внеплановая специальная оценка условий труда Прекращение действия декларации Продление срока действия декларации еще на 5 лет ДА НЕТ

17 ИССЛЕДОВАНИЯ (ИСПЫТАНИЯ) И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном Федеральным законом от ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методикой проведения специальной оценки условий труда, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений

18 Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды: физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний

19 Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса: тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно- двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника

20 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ (ИСПЫТАНИЯ) И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ ПРОВОДЯТСЯ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ШТАТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ) ПРОЦЕССОВ И (ИЛИ) ШТАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ С УЧЕТОМ: используемого работником производственного оборудования, сырья и материалов, являющихся источниками идентифицированных потенциально вредных (опасных) факторов

21 ОТНЕСЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ К КЛАССАМ (ПОДКЛАССАМ) УСЛОВИЙ ТРУДА ПО СТЕПЕНИ ВРЕДНОСТИ И (ИЛИ) ОПАСНОСТИ Осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) !

22 ОТНЕСЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ КЛАССУ (ПОДКЛАССУ) УСЛОВИЙ ТРУДА С УЧЕТОМ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА Осуществляется с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов на основании анализа отнесения данных факторов к тому или иному классу (подклассу) условий труда, выполняемого экспертом (экспертами) организации, проводящей СОУТ Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов В случае сочетанного действия 3 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2 вредных условий труда В случае сочетанного действия 2 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень

23 СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ При применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда на одну степень При применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда на одну степень Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ, утверждается Минтрудом России по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения РТК Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ, утверждается Минтрудом России по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения РТК Снижение класса (подкласса) условий труда более, чем на одну степень по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора НОВОЕ !

24 РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 1)сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, 2)перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов 3)карты специальной оценки условий труда 4)протоколы исследований и измерений идентифицированных вредных (опасных) факторов 5)протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты 6)протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных (опасных) факторов 7)сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда 8)перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда 9)заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда Отчет по результатам специальной оценки условий труда включает Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не считая периода временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или в командировке, периоды междувахтового отдыха

25 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; 8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; 8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; 13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их представления; 14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; 15) оценки уровней профессиональных рисков; 16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; 13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их представления; 14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; 15) оценки уровней профессиональных рисков; 16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

26 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации Чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДАДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА опасный 48,0% вредный 3.47,0% 3.36,0% 3.24,0% 3.12,0% допустимый 20,0% оптимальный 10,0%

27 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ПУТЕМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКТИВИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В РАМКАХ ОТРАСЛЕВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПОПРАВКИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ Чем выше уровень вредности на рабочем месте – тем больше объем гарантий и компенсаций

28 Дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации) Наименование гарантий и компенсаций Вредные условия труда (класс 3)Опасные условия труда (класс 4) Сокращенная продолжительность рабочей недели __ не более 36 часов Дополнительный оплачиваемый отпуск __7 дней Повышенный размер оплаты труда 4 %

29 ЗАМЕНА ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ, ТРУДА ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации) Обязательная страховка Обязательная страховка На основании: - отраслевого (межотраслевого) соглашения - коллективных договоров - письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией На основании: - отраслевого (межотраслевого) соглашения - коллективных договоров - письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией Удобно для работника (оптимизация графика работы) Удобно для работника (оптимизация графика работы)

30 УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА Обязательная страховка Обязательная страховка - отраслевым (межотраслевым) соглашением - коллективным договором - при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени) при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов. - отраслевым (межотраслевым) соглашением - коллективным договором - при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени) при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов. Удобно для работника (оптимизация графика работы) Удобно для работника (оптимизация графика работы)

31 ОБЩЕСТВЕННЫЙ (ПРОФСОЮЗНЫЙ) КОНТРОЛЬ Участие в специальной оценке условий труда Опротестование (обжалование) результатов специальной оценки условий труда в Роструде Инициатива проведения внеплановой специальной оценки условий труда Профсоюзный контроль в соответствии с действующим законодательством