1 Результаты единого государственного экзамена по биологии
2 Характеристика целей и объектов контроля В экзаменационной работе 2010 г. преобладали задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоровье» На их долю приходится более 80% от общего числа заданий. 2
3 Значительное место отводилось контролю теоретических знаний общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы: теории: клеточную хромосомную эволюционную законы наследственности и изменчивости экологические закономерности развития биосферы. 3
4 Из курса основной школы проверялся материал о классификации строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы об их роли в природе и жизни человека 4
5 Наряду с проверкой теоретических знаний на ЕГЭ контролировался материал практического характера: рациональное природопользование; последствия влияния человека на окружающую среду; сохранение генофонда планеты; личная и общественная гигиена; соблюдение мер профилактики заболеваний и правил здорового образа жизни, норм поведения в природе. 5
6 Результаты ЕГЭ 2010 года В первой волне приняли участие человек Из них 3,3% выпускники прошлых лет По числу участников - 5 место Минимальная граница 17 первичных баллов 36 тестовых баллов Преодолели минимальную границу 93,9% Не преодолели – 6,1% Выше 80 тестовых баллов - 4,3% 100 баллов человек; 0,08% 6
7 Выше 80 Ниже минимального ,57% 8,0% ,3% 6,1% 7
8 Группы по ур. подготовки Тестовый % 2 – минимальный 35–40 13,87% 3 – удовлетворит. 41–65 58,56% 4 – хороший 66–80 22,07% 5 – отличный 81–100 5,5% 8
9 Часть А выпускники групп с удовлетворительным, хорошим и отличным уровнем подготовки выполнили все задания базового уровня в интервале 65%–98% На повышенном только у групп с хорошим и отличным уровнем подготовки. с удовлетворительным уровнем 42%–45%. с минимальным уровнем подготовки не в полной мере освоили содержание на базовом уровне 9
10 Блок 2 затруднения вызвали задания: определить по формуле глюкозу установить сходство клеток грибов, растений и животных связать наличие хлоропластов в клетках со способностью растений аккумулировать солнечную энергию определить тип деления клеток – мейоз – при гаметогенезе у животных. 10
11 Блок 2 На повышенном уровне наиболее сложными оказались вопросы: об обмене веществ в клетке, о взаимосвязи строения, свойств и биологических функций компонентов клетки задания, требующие определения: роли АТФ в активном транспорте веществ через мембрану; энергии, за счет которой непосредственно происходит образование АТФ в световой фазе фотосинтеза; числа нуклеотидов в ДНК в соответствии с принципом комплементарности. 11
12 Блок 3 на базовом уровне большинство участников овладели знаниями об организме как биологической системе затруднились определить тип изменчивости, причины возникновения различных видов мутаций, их опасность для потомства. задания повышенного уровня сложности по селекции и биотехнологии выпускники не могут объяснять причины гетерозиса, сравнивать методы селекции животных и растений, генной и клеточной инженерии, объяснять причины бесплодия межвидовых гибридов. 12
13 Блок 4 Низкие результаты: знания о беспозвоночных животных сформированность умений определять принадлежность организмов к разным типам и классам распознавать по рисункам биологические объекты знаний особенностей питания животных по сравнению с другими гетеротрофами признаков кишечнополостных животных, мест обитания взрослой и личиночной формы паразитических червей; умения определить по рисунку наиболее высокоорганизованное простейшее 13
14 Блок 5 слабо усвоен материал о функции вставочных нейронов и их месте в рефлекторной дуге о возникновении нервных импульсов в рецепторах, нервных центрах о гормонах и их роли в регулировании процессов жизнедеятельности организма человека о нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека об анализаторах ВНД 14
15 Блок 6 Наиболее сложные задания знания о движущих силах эволюции о формах естественного отбора и их значении в эволюции о факторах эволюции (наследственной изменчивости, борьбе за существование, популяционных волнах) о роли естественного отбора в формировании приспособленности организмов к среде обитания установить критерии вида по их описанию. 15
16 Блок 7 Затруднились определить роль живых организмов в биосфере (в биогенной миграции атомов в изменении микроклимата в биоценозе) функции живого вещества признаки парникового эффекта причины глобальных изменений в биосфере 16
17 Часть В В среднем по всем заданиям части 2(В) процент выполнения составил 52%, что в целом свидетельствует об освоении экзаменуемыми проверяемых знаний и умений. 17
18 В1 по блокам «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система». Вызвали затруднения знания о химической организации клетки характеристике клеток разных организмов,. В2 по блоку «Многообразие организмов. Человек и его здоровье» Сложными оказались задания знания о слуховом анализаторе гуморальной регуляции процессов в организме человека симметрии тела животных разных царств 18
19 В линию заданий В3 «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» Слабо усвоены знания: о путях и направлениях эволюции, причинах видообразования, о сходстве и отличии человека и человекообразных обезьян. 19
20 Линия заданий В4 выполнили 54,8% Вызвали затруднения о паразитических червях, некоторых классах животных (паукообразных и насекомых, хрящевых и костных рыбах), об отделах растений (моховидных и хвощевидных). при определении спорофита и гаметофита растений разных отделов, основного и промежуточного хозяина червей паразитов, места их обитания, особенностей стадий развития, признаков классов позвоночных животных. 20
21 Линия заданий В5. выполнили 35,3% Слабо сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов пищеварения (тонкая и толстая кишка), соматической и вегетативной нервной системы; особенностями венозной и артериальной крови, движения по большому и малому кругу кровообращения. Не знают особенностей строения сердечной мышцы, ее способности работать автономно и сокращаться во всех направлениях, в отличие от скелетных мышц, отличие вакцины от лечебной сыворотки, определить, в каких случаях используется тот или иной препарат. 21
22 Задания линии В6 - по всему курсу биологии средней (полной) школы: 51% Затруднения вызвали задания: на установление соответствия: характеристик продуцентов и редуцентов; строения прокариотической и эукариотической клеток; особенностей митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, бесполого и полового размножения, прямого и непрямого постэмбрионального развития. 22
23 Более сложными для выпускников оказались задания линии В7, с помощью которых проверялись знания из курса основной школы по разделам «Растения. Животные. Человек», а также по цитологии и генетике из курса старшей школы. Наиболее слабо оказались усвоены знания: о циклах развития организмов (вирусов, хвощей), о последовательности движения крови по сосудам большого круга кровообращения, прохождении луча света в глазном яблоке, развитии половых клеток у животных. 23
24 С1 Самые низкие результаты получены при выполнении заданий, требующих объяснить, почему опытным путем на свету трудно обнаружить дыхание растений; в чем проявляется роль грудной клетки в процессе дыхания человека; почему во время сна снижается кровяное давление и т.п. Все эти задания требовали применения физиологических знаний 24
25 С2 Большинство не справились с заданием: Не смогли определить форму стабилизирующего отбора по графику и объяснить, к чему приводит эта форма отбора в эволюции. Низкие результаты получены по заданию с изображением строения сердца, в котором требовалось определить камеры сердца и круги кровообращения, которые с ними связаны. Сложными для анализа и нахождения ошибок оказались тексты по цитологии и генетике, проверяющие знания о видах мутаций и причинах их возникновения, хромосомной теории наследственности. 25
26 С3 Затруднения: умения сравнивать организмы разных царств, находить отличительные признаки бактерий, сходство и отличие птиц и пресмыкающихся, выделять признаки усложнения организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, объяснять особенности членистоногих, позволившие им широко распространиться на Земле, освоить различные среды жизни 26
27 С4 Отождествляют : явления биологического прогресса в эволюции с морфофизиологическим прогрессом (ароморфозом), движущие силы эволюции с ее результатами, Затрудняются: объяснить роль того или иного фактора в микро-и макроэволюции объяснить процесс экологического видообразования, причины появления атавизмов у человека, определить важнейшие ароморфозы в начале биологической эволюции 27
28 С5 модифицированные задания по цитологии, требующие определения фрагмента молекулы тРНК и ее антикодона по нуклеотидной последовательности ДНК, а также определения аминокислоты, которую переносит эта тРНК. Трудным оказалось и задание, в котором необходимо было определить число молекул глюкозы и выход АТФ в энергетическом обмене по данному числу образовавшихся молекул ПВК. 28
29 С6 Наибольшие трудности у экзаменуемых вызвали задачи на сцепленное наследование признаков, при решении которых необходимо было определить генотипы потомков в двух случаях: при наличии кроссинговера и при его отсутствии. 29
30 Рекомендации Прежде всего, необходимо обеспечить освоение учащимися основного содержания биологического образования и развитие разнообразных умений, видов учебной деятельности, предусмотренных требованиями стандарта. 30
31 Обратить особое внимание на повторение и закрепление материала, который затруднение : о метаболизме и редукционном делении клеток; движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах экологического и географического видообразования; об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов; иммунитете и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; характеристиках основных типов животных и отделов растений; признаках стабильности экосистем, роли живого вещества в биосфере. 31
32 при проведении различных форм контроля в процессе обучения следует использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, особенно задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений, на работу с текстом, рисунками, нахождение ошибочной информации и ее исправление. 32
33 Для подготовки учащихся к выполнению заданий со свободным развернутым ответом необходимо научить их кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении биологических задач. 33
34 Результаты ЕГЭ 34
35 Основные результаты ЕГЭ по Омской области (г.Омск, РФ) 35
36 Выполнение частей А, В, С (первичный балл: Омская область, РФ) 36
37 Результаты ЕГЭ в разрезе АТЕ 37
38 Распределение участников ЕГЭ по группам с различным уровнем подготовки (РФ) 38