РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГКОУ ДОД ВОДЮСШ ВОЛГОГРАД
2 Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию спортивной подготовки Федеральный закон от ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующим видам спорта приказ от «Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку» Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (письмо Минспорта России от 12 мая 2014 г. ВМ-04-10/2554)
3 Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию спортивной подготовки Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области ФКиС, также руководствуются законодательством в сфере образования, в том числе следующими приказами Минспорта России, принятыми во исполнение статьи 84 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: приказ от «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» приказ от «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта» приказ от «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»
Программы в сфере физической культуры и спорта: 4 Профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта Интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта Программы спортивной подготовки
5 Общеразвивающие образовательные программы Предпрофессиональные образовательные программы Программы спортивной подготовки Спортивный результат Индивидуальный отбор Физическое развитие
направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки дополнительные предпрофессиональные программы в области ФКиС направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно- оздоровительные программы) дополнительные общеразвивающие программы в области ФКиС 6
Разработка программ спортивной подготовки ведется образовательной организацией самостоятельно с учетом следующего: На основе федеральных стандартов спортивной подготовки (принимаются по каждому виду спорта) Программы спортивной подготовки На основе ФГТ с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки (ФГТ разрабатываются по группам видов спорта) Дополнительные предпрофессиональные программы Разрабатываются с учетом особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области ФКиС и Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ Общеразвивающие программы 7
8 Приказом Минспорта России от по согласованию с Минобрнауки России по дополнительным предпрофессиональным программ в области физической культуры и спорта устанавливаются единые Федеральные государственные требования: к минимуму содержания, структуре, условиям реализации, к срокам обучения, которые носят обязательный характер для всех организаций, реализующих образовательные программы данного вида.
9 Федеральные государственные требования используются при реализации дополнительных предпрофессиональных программ по следующим видам спорта: 1) игровые виды спорта; 2) командные игровые виды спорта; 3) спортивные единоборства; 4) сложно-координационные виды спорта; 5) циклические, скоростно-силовые виды спорта и многоборья; 6) виды спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях; 7) адаптивные виды спорта; 8) национальные виды спорта; 9) служебно-прикладные и военно-прикладные, а также виды спорта, осуществляемые в природной среде.
10 В соответствии с Федеральными государственными требованиями дополнительные предпрофессиональные программы должны быть направлены на: отбор одаренных детей; создание условий для физического образования, воспитания и развития детей; формирование знаний, умений, навыков в области ФКиС, в том числе в избранном виде спорта; подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области ФКиС; организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
11 В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки (в ред. Федерального закона от N 170-ФЗ). Федеральные стандарты спортивной подготовки - совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта.
12 Федеральные стандарты спортивной подготовки включают в себя: 1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки; 2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин); 3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки; 4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки; 5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта; 6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.
13 Структура программы спортивной подготовки Структура дополнительной предпрофессиональной программы в области ФКиС Титульный лист: - наименование вида спорта; - наименование организации; - название Программы; - название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе которого разработана Программа; - срок реализации Программы; - год составления Программы. Титульный лист: - наименование образовательной организации; - наименование Программы (с указание избранного вида спорта); - срок реализации Программы; - разработчик (ки) Программы: фамилия, имя, отчество, должность; - рецензенты (не менее двух): фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание; - населенный пункт, в котором находится образовательная организация; - год составления Программы. I. Пояснительная записка: - характеристика вида спорта, его отличительные особенности; - специфика организации тренировочного процесса; - структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины). I. Пояснительная записка: - характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения; - структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды); - минимальный возраст детей для зачисления на обучение; - минимальное количество детей в группах.
14 Структура программы спортивной подготовки Структура дополнительной предпрофессиональной программы в области ФКиС II. Нормативная часть: - продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта; - соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта; - планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта; - режимы тренировочной работы; - медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку; - предельные тренировочные нагрузки; - минимальный и предельный объем соревновательной деятельности; - требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию; - требования к количественному и качественному составу групп подготовки; - объем индивидуальной спортивной подготовки; - структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов). II. Учебный план: - продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям (теория и методика физической культуры и спорта; общая физическая подготовка; избранный вид спорта; предметная область – отличительная для каждой группы видов спорта); - навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства в избранном виде спорта; - соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся, в том числе и по индивидуальным планам.
15 Структура программы спортивной подготовки Структура дополнительной предпрофессиональной программы в области ФКиС III. Методическая часть: - рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований; - рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; - рекомендации по планированию спортивных результатов; - требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля; - программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки; - рекомендации по организации психологической подготовки; - планы применения восстановительных средств; - планы антидопинговых мероприятий; - планы инструкторской и судейской практики. III. Методическая часть: - содержание и методику работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки; - требования техники безопасности в процессе реализации Программы; - объемы максимальных тренировочных нагрузок.
16 Структура программы спортивной подготовки Структура дополнительной предпрофессиональной программы в области ФКиС IV. Система контроля и зачетные требования: - конкретизация критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта; - требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки; - виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля; - комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико- тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования. IV. Система контроля и зачетные требования: - комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы; - методические указания по организации промежуточной (после каждого этапа (периода) обучения) и итоговой (после освоения Программы) аттестации обучающихся; - требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки. При проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся учитываются результаты освоения Программы по каждой предметной области. Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации определяется образовательной организацией.
17 Структура программы спортивной подготовки Структура дополнительной предпрофессиональной программы в области ФКиС V. Перечень информационного обеспечения: - список литературных источников; - перечень аудиовизуальных средств; - перечень Интернет-ресурсов. V. Перечень информационного обеспечения: - список литературы, содержащий не менее 10 источников; - перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики избранного вида спорта (дисциплины); - перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе. VI. План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируемый организацией на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
18 Руководителям спортивных школ необходимо обеспечить внешнее рецензирование подготовленных образовательных программ как минимум у двух специалистов в области спортивной тренировки. Рекомендуется в качестве рецензентов привлекать специалистов по избранному виду спорта, имеющих ученую степень и/или ученое звание, а также старших инструкторов-методистов и старших тренеров-преподавателей (старших тренеров), имеющих высшую квалификационную категорию и/или почетные звания в сфере физической культуры и спорта.
Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, по этапам подготовки 19 Программы Этапы подготовки Дополнительные общеразвивающие программы Дополнительные предпрофессиональные программы Программы спортивной подготовки Спортивно- оздоровительный этап Реализуются для детей и взрослых в срок, установленный организацией по согласованию с учредителем (рекомендуется 36 недель в году) Не допускается Этап начальной подготовки Не допускается Реализуется в отношении детей в возрасте до 18 лет в сроки, определенные ФГТ из расчета не менее чем на 36 недель (по национальным и адаптивным видам спорта) и не менее чем на 42 недели (по остальным избранным видам спорта) в году Допускается с учетом специфики подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Реализуется в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки из расчета 52 недели в году Этап совершенствования спортивного мастерства Допускается для завершения образовательного процесса только для детей, прошедших обучение на тренировочном этапе Этап высшего спортивного мастерства Не допускается
Рекомендуемая целесообразность открытия этапов спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку 20 Этапы спортивной подготовки Срок подготовки ДЮСШ и СШСДЮШОР (СДЮСШОР), специализированные отделения ДЮСШ ЦСП Этап высшего спортивного мастерства С учетом спортивных достижений Не рекомендуется По согласованию с учредителем Основная функция Этап совершенствования спортивного мастерства С учетом спортивных достижений По согласованию с учредителем Основная функция Тренировочный этап (этап спортивной специализации) До 5 лет Основная функция Допускается Этап начальной подготовки До 3 лет Основная функция Допускается По согласованию с учредителем Спортивно- оздоровительный этап Без ограничения срока При наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности у организации или структурного подразделения организации, реализующего дополнительные общеразвивающие программы
21 В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» необходимо обеспечить переход ДЮСШ и СДЮСШОР на реализацию наряду с программами спортивной подготовки дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта. В соответствии со 108 статьей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» до 1 января 2016 года заканчивается реализация программ дополнительного образования детей и осуществляется переход на реализацию общеразвивающих и предпрофессиональных программ.
22 В соответствии с письмами Министра спорта Российской Федерации В.Л. Мутко от за ВМ-03-09/4229 и заместителя министра Ю.Д. Нагорных от 30 июля 2013 г. ЮН-04-10/4409, необходимо организовать работу по переводу детей по следующей схеме : на обучение по общеразвивающим программам, следует перевести детей, в настоящее время обучающихся в спортивных школах на спортивно-оздоровительном этапе; на обучение по предпрофессиональным программам следует перевести детей, обучающихся на этапах, начиная с начальной подготовки до совершенствования спортивного мастерства; на программы спортивной подготовки, в первую очередь, необходимо переводить обучающихся в спортивных школах на этапах высшего спортивного мастерства, совершенствования спортивного мастерства. Перевод детей, ранее проходивших подготовку по программам ДОД на предпрофессиональные программы в области ФКиС и программы спортивной подготовки, необходимо осуществить в следующие сроки: - в государственных спортивных школах не позднее 1 января 2015 г., - в муниципальных – не позднее 1 июля 2015 г.
23 Рекомендуемые организационно-методические мероприятия по переходу на реализацию общеобразовательных программ в сфере ФКиС и программ спортивной подготовки Алгоритм действий руководителя спортивной школы
1. Проанализировать возможности спортивной школы в части реализации общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ и программ спортивной подготовки с учетом методических, кадровых, финансовых, материально- технических и иных условий, установленных Федеральными государственными требованиями и федеральными стандартами спортивной подготовки. 2. Разработать программу управления образовательным (тренировочным) процессом в переходный период (до 1 января 2016 года), направленный на реализацию двух видов программ. 3. Подготовить новые общеразвивающие и предпрофессиональные программы к лицензированию (бессрочные лицензии, выданные ранее, действуют до 1 января 2016 года). 24
4. Внести необходимые изменения в Устав (в части перехода на реализацию общеразвивающих и предпрофессиональных программ, а также в связи с внесением изменений в наименование учреждения (образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования не позднее 1 января 2016 года) 25
5. Разработать технологию индивидуального отбора детей для освоения образовательных программ и их последующего перехода для освоения программ спортивной подготовки. Необходимо учитывать, что в соответствии с приказом Минспорта России от (раздел IV п. 21) рекомендовано следующее: «Спортивные школы по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам по каждому ИВС в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей: в ДЮСШ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 10% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу; в СДЮСШОР и в специализированных отделениях ДЮСШ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 30% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу». 26
6. Разработать (обновить) локальные нормативные акты: - положение о приеме на обучение; - положения о приемной и апелляционной комиссиях; - положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; - порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую и в дальнейшем на программы спортивной подготовки; - порядок перевода с одного года обучений на другой внутри программы; - порядок отчисления и восстановления обучающихся; - порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; - положение о сокращенной форме обучения; - порядок применения индивидуальных планов; - положение о повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке работников; - положения об аттестации работников; - порядок оказания платных услуг и другие. 27