Тема: «Межличностное общение. Феномены общения».
«Без многого может обходиться человек, но только не без человека.» Берне Людвиг
«Люди одиноки, потомy что вместо мостов они стpоят стены.» Станислав Ежи Лец. «Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается; стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается.» Халъворсен Пер. «Все негодяи, к сожалению, общительны.» Артур Шопенгауэр.
«Люди ненавидят друг друга, потому что они боятся друг друга; боятся, потому что ничего друг про друга не знают; не знают, потому что не общаются, а не могут общаться, потому что разделены.» Мартин Кинг.
Высказывания известных людей: «Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь». (Толковый словарь С. И. Ожегова.) «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». (А. Сент-Экзюпери.) «Общение – изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость». (В. Даль, Толковый словарь.)
Пословицы и поговорки об общении: Лошадь узнают в езде, а человека в общении. Острое словечко колет сердечко. Молчание – золото. Язык до Киева доведет. Если боишься - не говори, если сказал - не бойся.
Функции общения: 1. Передача информации; 2. Организация совместной деятельности; 3. Формирование и развитие межличностных отношении; 4. Эмоциональное самовыражение; 5. Познание людьми друг друга; 6. Познание самого себя.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов (Андреева Г.М.): 1. По содержанию оно может быть: 1.1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); 1.2. Когнитивное (обмен знаниями); 1.3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); 1.4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); 1.5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
2. По целям общение делиться на: 2.1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма); 2.2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида).
3. По средствам общение может быть: 3.1. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.); 3.2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий) ; 3.3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); 3.4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Столяренко Л.Д. выделяет следующие виды общения: "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – "соблюдай интересы другого"; 2) одобрение, согласие – "не порицай другого", "избегай возражений"; 3) симпатии – "будь доброжелателен, приветлив".
Кодекс делового общения: 1) принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора"; 2) принцип достаточности информации – "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент"; 3) принцип качества информации – "не ври"; 4) принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти решение"; 5) "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника"; 6) "умей слушать и понять нужную мысль"; 7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".
Структура общения Коммуникативная сторона (общение как передача информации). Интерактивная сторона (общение как способ установления взаимодействия). Социально-перцептивная сторона (общение как восприятие человека человеком)
Вербальное общение – общение с помощью речи (языка). Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык - это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, но и образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.
«Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел». Даниэл Уэбстер
Невербальное общение позволяет передать информацию: о признаках расовой (национальной) и социальной принадлежности человека; о его физическом и психологическом состоянии; об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации; о степени воздействия на человека тех или иных событий; о психологическом климате в группе и даже об общей атмосфере в обществе.
Невербальные средства общения: - часто употребляются неосознанно; - воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют; - передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций; - могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.
Ведущая функция невербального общения - это обмен информацией о личностных и индивидуальных свойствах между участниками общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к лидерству, общительность, темперамент, скромность и т. д.
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. Восточная мудрость
Спасибо за работу!