Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ-СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ В (Подготовка к ЕГЭ по русскому языку) Мастер – класс учителя русского языка и литературы МОУ-СОШ 9 Волковой Л.П.
Advertisements

А-1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.. Алкоголь аналог апостроф асимметрия афера Алкогóль анáлог апострóф асимметри́я афéра РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 1828 «Сабурово» г. Москва Данченко Елена Викторовна Орфоэпическая разминка.
АгЕнт агронОмия акрОполь алкогОль Амфора анАлог анАтом анонИм апокАлипсис арАхис аргумЕнт арЕст асимметрИя астрОлог астронОм атмосфЕра афЕра блАговест.
Вопрос А1 Орфоэпические нормы (ударение). Ударение в русском языке разноместное и подвижное, что создаёт трудности в правильном выборе места ударения.
Практикум по орфоэпии Готовимся к ЕГЭ. а) бензопровод б) гусляр в) диалог трубопровод маляр монолог нефтепровод астролог путепровод 1. Проверьте, совпадает.
Орфоэпический минимум Проверь себя.. Анатом Апостроф Аристократия Асимметрия Афера (не афёра)
Цели урока – совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности; – повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; –
Орфоэпические нормы Практикум по ЕГЭ НОРМЫ УДАРЕНИЯ.
1. 1. сОрит 2. повторЁный 3. исстАри 4. диспАнсер Иксы 2. накрЕнит 3. осведомИться 4. окрУжит мозАичный 2. зАгнутый 3. вероисповедАние 4. кровотОчащий.
Августовский, алфавит, афера, анатом, атлас (ткань), атлас (карты), апостроф, асимметрия, аристократия, агент, алкоголь, агония.
Говори правильно Материалы к урокам русского языка Орфоэпическая разминка.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : Орфоэпия ( нормы ударения и произношения ) Попова Галина Николаевна, учитель.
Обучающая презентация для индивидуальной работы Компьютерное пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Тема « Пунктуация. Культура речи. Орфография ». Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь : Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет.
Орфоэпическая разминка Старун Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Советской СОШ.
А 1. Орфоэпические нормы Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, МКОУ-СОШ 2, 2011 г.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : Орфоэпические нормы. А 1.
П РОВЕРИМ УДАРЕНИЕ. 1.В каком слове ударение на втором слоге А) алфавит, б) красивее, в) случай, г) средства 2. 1.В каком слове ударение на первом слоге.
Выступление на педсовете Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дрезненская гимназия» Шевчик Н.В.
Транксрипт:

Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ-СОШ 9 г.Аткарска Волковой Л.П.

Речевая компетентность обучающегося – это уровень его речевой грамотности, речевой культуры и, возможно, успешности в жизни. Формирование речевой компетентности школьника завершается в 11 классе, на этапе подготовки к ЕГЭ. Однако, как показывает опыт, большинство ребят ещё находятся в состоянии «языкового конфликта». Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы, грамматические ошибки, тропы, фигуры… «Узкие темы». Формирование речевой компетентности школьника завершается в 11 классе, на этапе подготовки к ЕГЭ. Однако, как показывает опыт, большинство ребят ещё находятся в состоянии «языкового конфликта». Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы, грамматические ошибки, тропы, фигуры… «Узкие темы». Эффективность организации работы над языковыми задачами зависит от следующего: Эффективность организации работы над языковыми задачами зависит от следующего: четкой постановки целей; четкой постановки целей; системности занятий; системности занятий; дидактического обеспечения. дидактического обеспечения.

Приёмы работы над заданиями контрольно-измерительных материалов по русскому языку Задание А1. (Фонетика, орфоэпия.)

Орфоэпический диктант 1 Августовский, агент, алкоголь, алфавит, арахис, арест. Августовский, агент, алкоголь, алфавит, арахис, арест. Боязнь, бытие, бюрократия, благовест, бряцать оружием, булава. Боязнь, бытие, бюрократия, благовест, бряцать оружием, булава. Валовой, вандалы, верба, вчистую, вероисповедание, вдовство, всенощная, тайная вечеря Валовой, вандалы, верба, вчистую, вероисповедание, вдовство, всенощная, тайная вечеря Газопровод, гастрономия, гербовый, гусеница, гербы, граблей, гала- концерт, генезис, глашатай. Газопровод, гастрономия, гербовый, гусеница, гербы, граблей, гала- концерт, генезис, глашатай. Деспот, дефис, диспансер, договор, досуг, донельзя, досыта, доцент, дремота. Деспот, дефис, диспансер, договор, досуг, донельзя, досыта, доцент, дремота. Еретик. Еретик. Жалюзи. Жалюзи. Завидно, закупорить, занявший, запломбировать, звонит, зубчатый, запорошить, запорошенный, заключит договор. Завидно, закупорить, занявший, запломбировать, звонит, зубчатый, запорошить, запорошенный, заключит договор. Избаловать, ивовый, изваяние, иконопись, иначе, инсульт. Избаловать, ивовый, изваяние, иконопись, иначе, инсульт. Камбала, каталог, квартал, кедровый, коклюш, колосс, корысть, красивее, кремень, кухонный. Камбала, каталог, квартал, кедровый, коклюш, колосс, корысть, красивее, кремень, кухонный. Ломоть, ломота. Ломоть, ломота. Медикаменты, мельком, мусоропровод, мещанин, мастерски. Медикаменты, мельком, мусоропровод, мещанин, мастерски. Начавший, некролог, немота, ненадолго. Начавший, некролог, немота, ненадолго.

Орфоэпический диктант 2 /Запоминаем!/ / На 1-й слог / На 2-й слог / На 3-й слог Багрить броня на билеты бантывечерягенезисгрушевыйзаговорзнамениеивовыйискраисповедькашлянинабелопамятуяпетелькаплесневеть Анатомаферабалованный броня танка бряцаниебряцатьвключит гренки ( 1,2 ) давнишнийджинсовыйдонельзядремотазакупоритьзаплесневевшийзасахаритьзубчатый Агрономияапострофбаловатьваловойгастрономиягоспитальныйисповеданиекаталогкладоваяобеспечениеоблегчитьпозвонишьцеховой языковый (паштет)

Орфоэпический диктант 3 /Исправляем!/ / На 1-й слог / На 2-й слог / На 3-й слог Багрить броня танка бряцатьветеринариявечерягрушевыйджинсовыйзаговорзубчатыйивовыйискраисповедькашляникорыстькременьнабело Анатомаферабалованныйбанты броня на билеты бряцаниевключитгенезис гренки ( 1,2 ) давнишнийдонельзядремотазакупоритьзаплесневевшийзнамениеисчерпать Апострофбаловатьваловойгастрономиягоспитальныйзасахаритьисповеданиекаталогкладоваякрасивееобеспечениеоблегчитьпережитоетанцовщицацеховой языковый (паштет)

Орфоэпическое чтение Красивейшая танцовщица опустила жалюзи, мастерски избавилась от шарфа, туфли и пуловера, перелистала каталог и, несмотря на зевоту и ломоту, передала бармену заказ, решив этим августовским вечером побаловать себя салатом из щавеля и свеклы, украинским борщом, сливовым и грушевым соком, отказавшись от тортов, алкоголя – уже откупоренного шампанского. Красивейшая танцовщица опустила жалюзи, мастерски избавилась от шарфа, туфли и пуловера, перелистала каталог и, несмотря на зевоту и ломоту, передала бармену заказ, решив этим августовским вечером побаловать себя салатом из щавеля и свеклы, украинским борщом, сливовым и грушевым соком, отказавшись от тортов, алкоголя – уже откупоренного шампанского.

Задание А3. А4. А5. Грамматические ошибки 1. Ошибки в образовании форм слов. Нет время, из коттеджев, за городом Львовым, с Михаилом Кац, пять килограмм баклажан, по-волчьему, подскользнуться. 1. Ошибки в образовании форм слов. Нет время, из коттеджев, за городом Львовым, с Михаилом Кац, пять килограмм баклажан, по-волчьему, подскользнуться. 2. Ошибки в согласовании. Я видел тропинку, ведущею к морю, три интересных книги, замечательная педагог, мое день рождения. 2. Ошибки в согласовании. Я видел тропинку, ведущею к морю, три интересных книги, замечательная педагог, мое день рождения. 3. Ошибки в управлении. У меня появилась уверенность в себя, по приезду,согласно приказа; по возвращению домой, заведующий кафедры, оплатить за проезд. 3. Ошибки в управлении. У меня появилась уверенность в себя, по приезду,согласно приказа; по возвращению домой, заведующий кафедры, оплатить за проезд.

4. Ошибка в употреблении причастного оборота. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног, Обращения, встречаемые в повседневной жизни, На картине изображена девочка, только что вставшая, И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под деревом. 4. Ошибка в употреблении причастного оборота. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног, Обращения, встречаемые в повседневной жизни, На картине изображена девочка, только что вставшая, И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под деревом. 5. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Глядя на ветку сирени,мне вспомнилась моя молодость; Поступив в продажу, книга будет оценена; Прочитав текст, захотелось подумать над затронутой в нем проблемой. 5. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Глядя на ветку сирени,мне вспомнилась моя молодость; Поступив в продажу, книга будет оценена; Прочитав текст, захотелось подумать над затронутой в нем проблемой. 6. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. Библиотекой выдано 101 книга; Все, кто пришли на юбилей, не знали о планах…; Те, кто пришел на юбилей, знал…. 6. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. Библиотекой выдано 101 книга; Все, кто пришли на юбилей, не знали о планах…; Те, кто пришел на юбилей, знал….

Задание В8. Анализ языковых средств. 1. Ночь хочет поскорее спрятаться в расщелинах скал. 2. Мечта вернуться домой греет сердце. 3. Для берегов отчизны дальней ты покидала отчий край. 4. Вот идёт мужичок с ноготок. 5. Ты и убогая, Ты и обильная… Ты и обильная… 6. Вы, сударь, поистине скупой рыцарь. Задание. Задание. Охарактеризовать грамматические основы предложений. Найти соответствия. Охарактеризовать грамматические основы предложений. Найти соответствия. А. антитеза А. антитеза Б. литота Б. литота В. оксюморон В. оксюморон Г. олицетворение Г. олицетворение Д. метафора Д. метафора Е. инверсия Е. инверсия

Задание В8. Анализ текста. 1. Возьмем такой пример: талант человека может процветать как в одной области деятельности, так и в другой. 2. Скажем, Пушкин – великий художник. 3. Лермонтов – художник тоже. 4. Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. 5. Музыка, педагогика, рисование – все открыто Толстому. 6. Гениальные талантливы во всем, бездари – ни в чем. Задание. 1. Метафора, антитеза, эпитеты. Задание. 1. Метафора, антитеза, эпитеты. 2. Метафора, сравнительный оборот, инверсия, литота. 2. Метафора, сравнительный оборот, инверсия, литота. 3. Синтаксический параллелизм, лексический повтор, синонимы. 3. Синтаксический параллелизм, лексический повтор, синонимы. 4. Синтаксический параллелизм, гипербола, ряд однородных членов 4. Синтаксический параллелизм, гипербола, ряд однородных членов предложения, антонимы. предложения, антонимы.