1 Домашнее задание Ваша задача дома – §10 Необходимый уровень - уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом Программный уровень - ответить на вопросы перед параграфом и после параграфа.
:022 Тема модуля (раздела) 2. Тема урока Всеобщая история 5 класс Урок 14
3 Цели урока по линиям развития личности Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях Научить объяснять многообразие египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину. Сравнивая роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев, зависимых и рабов, научить выявлять различия данных слоёв населения Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. Анализируя положение в обществе простых тружеников, научить объяснять, почему в некоторых случаях они могли быть довольны своей судьбой. Линия 4-5. Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение. Анализируя отличия социальных слоёв древнеегипетского общества, научить определять и объяснять, справедливы ли эти отличия на взгляд жителя Древнего Египта, а также с позиции человека 21 века :02
4 Обязательный минимум 1. Оросительная система 2. Названия слоёв древнеегипетского общества (вельможи, писцы, земледельцы, зависимые, рабы) :02
5 Введение в тему Работа с стр.69 Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
6 Тема: В гостях у египтян :02
7 Создание проблемной ситуации Фараон, знать, граждане, рабы. Что может объединять эти слова? - Это жители Древнего Египта :02
8 Создание проблемной ситуации :02 Стр. 73. Разговор Антошки и Источниковеда. Познакомимся с мнением Антошки, когда он узнал о том, как жили в Древнем Египте. Какое мнение высказал он о положении бедных людей в Египте? - Антошка считает, что бедняки были недовольны своим положением, поэтому часто поднимали восстание.
9 Тема: В гостях у египтян :02 Антошка. В Египте часто случались восстания бедных
10 Создание проблемной ситуации :02 Стр. 73. Разговор Антошки и Источниковеда. А какие факты привёл Источниковед? - Источниковед считает, что за целые столетия в источниках не сохранилось памяти о бунтах.
11 Тема: В гостях у египтян :02 Антошка. В Египте часто случались восстания бедных Источниковед. В источниках не сохранилось сведений о бунтах низших против высших. -С одной стороны, в Египте часто случались восстания, однако о них мало что известно. -Какой возникает вопрос? -Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоёв против высших?
12 Тема: В гостях у египтян :02 Проблема. Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоёв против высших?
13Гипотезы -Какие предположения? :02 1. Восстания были незначительными, чтобы их записывать на папирусах 2. Писцы записывали только то, что прикажут фараоны.
14 -Что необходимо вспомнить? Кто жил в Египте? Когда появилось это государство? Какова была власть фараона? Актуализация знаний :02
15 Соедини признак и понятие? (Письменно. Ответ оформи в виде Цифра - Буква) Актуализация знаний :02 Понятия Признаки 1. ОбществоА) «Живые убитые» 2. ОбщинаБ) Свободный человек, член общины (земледелец ремесленник, торговец) 3. ГражданеВ) Множество людей, которых объединяет совместная жизнь по принятым правилам 4. ЗнатьГ) Союз неродственных семей, которые живут в одном посёлке, совместно владеют землёй, но каждая семья ведёт своё хозяйство 5. РабыД) Богатые, известные люди, освобождённые от работы на земле
16 -Какое событие произошло в Египте 3000 до н. э. Объединение египетского царства. Актуализация знаний :02 Найди эту дату на ленте времени стр. 69. Объясните какова была роль фараона на земле для египтян. Благодаря божественной силе фараона существует Египет. Фараон после смерти – воплощение Осириса Египтяне считали фараона живым воплощением бога на земле. От его божественной силы зависело существование Египта Специально для фараона строили пирамиду.
17 Тема: В гостях у египтян :02 Проблема. Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоёв против высших? Как вы думаете, что нам надо узнать? Надо узнать 1. На какие социальные слои делилось общество? 2. Их роль в обществе и образ жизни. 3. Чем они отличались?
18 Поиск решения :02 Иллюстрации в учебнике к § 10 Стр Кто изображён на иллюстрациях? Вельможа, писец Каи, госпожа и служанка, земледельцы, раб.
19 Поиск решения :02 1 группа. 1 группа. Стр (п.1, 1-й и 2-й абзацы). Прочитайте текст. Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи. (5 минут) 2 группа. 2 группа. Стр (п.1, от 3-го абзаца и до конца). Прочитайте текст. Объясните роль в обществе и образ жизни писца. Работа группами. 3 группа. 3 группа. Стр (п.3). Прочитайте текст. Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическим трудом. На какие группы их можно разделить? В чём различия между ними?
20 Поиск решения :02 1 группа. 1 группа. Стр (п.1, 1-й и 2-й абзацы). Прочитайте текст. Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи. Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали от фараона земли в наследственное владение, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни Работа группами.
21 Поиск решения :02 Писцы были освобождены от физического труда. Они состояли на службе у вельможи, записывали и вели учёт выполненным земледельческим работам, носили благородную одежду, организовывали и контролировали труд земледельцев. 2 группа. 2 группа. Стр (п.1, от 3-го абзаца и до конца). Прочитайте текст. Объясните роль в обществе и образ жизни писца. Работа группами.
22 Поиск решения :02 Свободные земледельцы занимались физическим трудом, подчинялись как вельможам, так и писцам, платили одну треть урожая фараону. Они носили грубую одежду, вели бедный образ жизни, за неповиновение могли быть наказаны Среди низших слоёв населения можно выделить зависимых «царских людей» и рабов - «живые убитые». Они были несвободны и не имели прав. Работа группами. 3 группа. 3 группа. Стр (п.3). Прочитайте текст. Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическим трудом. На какие группы их можно разделить? В чём различия между ними?
23 Поиск решения :02 Чем отличалось положение в обществе вельмож, от положения простых тружеников? Вельможи были богаты, но они заботились о развитии всего Египта. Писцы презирали физический труд, но без их организации всё бы разладилось Самую тяжёлую физическую работу выполняли простые земледельцы. Их силами обеспечивалось благосостояние фараона и вельмож, но они воспринимали своё положение как должное. Зависимые и рабы рады, что они не убиты, но часть из них готовы голодать и отстаивать свою свободу.
24 Поиск решения :02 Справедливы ли эти отличия на твой взгляд – человека 21 века? На взгляд жителей Древнего Египта? С позиций человека 21 века такие отношения в обществе можно считать несправедливыми, так как, с одной стороны, всё благосостояние Египта обеспечивалось трудом простых земледельцев, которые влачили жалкое существование и были зависимы от богатых вельмож. Использование рабского труда является унизительным для человека. Но с другой стороны, жители Древнего Египта были убеждены в том, что если разрушить этот порядок, то всем станет плохо.
25 Тема: В гостях у египтян :02 Проблема. Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоёв против высших? Знаем 1. Египетское общество делилось на вельмож, писцов, земледельцев, зависимых, рабов. 2. Вельможи и писцы организовывали труд простых людей. Простые люди выполняли тяжёлый физический труд. 3. Вельможи и писцы были богатыми, а простые люди влачили жалкое существование. 4. Жители Древнего Египта были убеждены в том, что если разрушить этот порядок, то всем станет плохо. Как теперь ответим на основной вопрос урока? Восстания в Египте были редки потому, что общественный порядок в Египте жители Древнего Египта жители воспринимали как условие существования государства.
26 Применение нового знания -Объясни почему тема сегодняшнего урока называется «Ступени общественной пирамиды»? -Социальные слои Древнего Египта можно представить в виде воображаемой лестницы с несколькими ступенями. Наверху этой лестницы стоят фараоны и жрецы, ниже – вельможи, ещё ниже – писцы, далее простые люди и на самой низкой ступеньке – зависимые и рабы :02