Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «основы мировых религиозных культур». Урок 27 «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». взаимопомощь». Разработала Голубева З.Б. Разработала Голубева З.Б. МБОУ «Нововязниковская оош» МБОУ «Нововязниковская оош» г.Вязники 2012 г. г.Вязники 2012 г.
Цель: Формировать основные представления учащихся о милосердии, сострадании, через знакомство с притчами и легендами, говорящими о том, что такое милосердие в разных религиях мира. Цель: Формировать основные представления учащихся о милосердии, сострадании, через знакомство с притчами и легендами, говорящими о том, что такое милосердие в разных религиях мира. Воспитание в детях чувства милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни. Воспитание в детях чувства милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
1. Одно из самых красивых слов на свете- слово «милосердие». Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. 1. Одно из самых красивых слов на свете- слово «милосердие». Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. 2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. 2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. 3. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! 3. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! 4.Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе и не смог остаться равнодушным. 4.Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе и не смог остаться равнодушным. 5. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его « хороший» он или «плохой».Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг. 5. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его « хороший» он или «плохой».Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
НИЩИЙ Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский Я.П. ПолонскийНИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. М. Ю. Лермонтов М. Ю. Лермонтов
В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом – жестокосердие. В течении урока мы будем заполнять табличку, состоящую из двух колонок. милосердиежестокосердие
милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему. «МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН» Автор: Суриков Василий Иванович (1848–1916 г.г.) Время создания: 1874 г.
Притча о милосердном самарянине / The Good Samaritan Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу. Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу. « Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин,… « Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин,… Продолжите рассказ… Продолжите рассказ…
увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём. увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке». На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке». Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Ислам Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Есть разные формы. В Коране Бог говорит, что всё, чем люди владеют на этой земле, в конечном счете, принадлежит Богу. Есть обязательный налог – закят, который идёт на благотворительность. Есть понятие милостыни «по внезапному побуждению». Это добровольная милостыня. Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Есть разные формы. В Коране Бог говорит, что всё, чем люди владеют на этой земле, в конечном счете, принадлежит Богу. Есть обязательный налог – закят, который идёт на благотворительность. Есть понятие милостыни «по внезапному побуждению». Это добровольная милостыня. Посланник Аллаха сказал: "Вы не уверуете, пока вы не проявите милосердие". Ему сказали: "О Посланник Аллаха, мы все милосердны". Он сказал: "Поистине, это - не милосердие всякого из вас к своему другу, однако это - милосердие ко всем(у)" (Ат-Табарани). Посланник Аллаха сказал: "Вы не уверуете, пока вы не проявите милосердие". Ему сказали: "О Посланник Аллаха, мы все милосердны". Он сказал: "Поистине, это - не милосердие всякого из вас к своему другу, однако это - милосердие ко всем(у)" (Ат-Табарани). От Абу Хурайры передано следующее: От Абу Хурайры передано следующее: "Посланник Аллаха сказал: «Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: "Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я". И он, спустившись в колодец, наполнил свой хуфф водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку. И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи". Люди сказали: "О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?" Он сказал: "Награда будет за доброе отношение ко всему живому"»" (Аль-Бухари). "Посланник Аллаха сказал: «Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: "Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я". И он, спустившись в колодец, наполнил свой хуфф водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку. И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи". Люди сказали: "О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?" Он сказал: "Награда будет за доброе отношение ко всему живому"»" (Аль-Бухари). В одном из хадисов сказано: "Кто не милостив, тот не будет помилован; и кто не прощает, тому не будет прощено" (Ахмад). В одном из хадисов сказано: "Кто не милостив, тот не будет помилован; и кто не прощает, тому не будет прощено" (Ахмад).
Буддизм Всё учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допускать никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. Всё учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допускать никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. «Милосердие - это величайшая сила во вселенной, - говорит Гуань Инь, - это сила Божьей воли… Сила милосердия - в интенсивной любви, которая растворит весь страх, все сомнение, непокорность и мятеж в народе… Милосердие Закона подчас очень сурово, но всегда терпеливо, всегда терпимо, и оно помогает пламени внутри сердца подниматься, подниматься и подниматься, чтобы встретить Христа». {126} «Милосердие - это величайшая сила во вселенной, - говорит Гуань Инь, - это сила Божьей воли… Сила милосердия - в интенсивной любви, которая растворит весь страх, все сомнение, непокорность и мятеж в народе… Милосердие Закона подчас очень сурово, но всегда терпеливо, всегда терпимо, и оно помогает пламени внутри сердца подниматься, подниматься и подниматься, чтобы встретить Христа». {126}
Перенесенная на цветке лотоса на остров Путо, возле Нимпо, Гуань Инь прожила девять лет, исцеляя больных и спасая моряков от кораблекрушения. Перенесенная на цветке лотоса на остров Путо, возле Нимпо, Гуань Инь прожила девять лет, исцеляя больных и спасая моряков от кораблекрушения. Говорят, что однажды, когда до нее дошел слух о болезни отца, она срезала плоть со своих рук и использовала как лекарство для спасения его жизни. В благодарность он приказал создать в ее честь статую, поручив скульптору изобразить ее с «совершенной формы руками и глазами». Однако скульптор понял неверно, и по сей день Гуань Инь подчас изображают «тысячерукой и тысячеокой», способной, таким образом, видеть множество людей и помогать им. Говорят, что однажды, когда до нее дошел слух о болезни отца, она срезала плоть со своих рук и использовала как лекарство для спасения его жизни. В благодарность он приказал создать в ее честь статую, поручив скульптору изобразить ее с «совершенной формы руками и глазами». Однако скульптор понял неверно, и по сей день Гуань Инь подчас изображают «тысячерукой и тысячеокой», способной, таким образом, видеть множество людей и помогать им.
Пламя Гуань Инь того же цвета, что орхидеи - розовый цвет божественной любви, смешанный с голубым цветом воли Бога. Цветок Гуань Инь - розово- фиолетовый лотос, сердцевина которого, будучи розовой, подобно пламени милосердия, становится все более и более насыщенно фиолетовой
Иудаизм По мнению одного из мудрецов Талмуда, «благотворительность по своей важности равна всем остальным заветам, вместе взятым». Еврейская традиция считает Авраама эталоном сострадания, милосердия и гостеприимства, потому что он разбил шатры и посадил деревья в самом сердце пустыни не только для себя, но и для того, чтобы усталые, обожженные солнцем и измученные жаждой путники всегда могли отдохнуть в тени и утолить голод и жажду. Он не был даже знаком с людьми, бредущими по пустыне, но заботился о них, как о родных. Забота о голодных путниках проявляется также в обычае оставлять в поле часть урожая. Понятие «благотворительность» появляется в Талмуде и обозначается словом цдака По мнению одного из мудрецов Талмуда, «благотворительность по своей важности равна всем остальным заветам, вместе взятым». Еврейская традиция считает Авраама эталоном сострадания, милосердия и гостеприимства, потому что он разбил шатры и посадил деревья в самом сердце пустыни не только для себя, но и для того, чтобы усталые, обожженные солнцем и измученные жаждой путники всегда могли отдохнуть в тени и утолить голод и жажду. Он не был даже знаком с людьми, бредущими по пустыне, но заботился о них, как о родных. Забота о голодных путниках проявляется также в обычае оставлять в поле часть урожая. Понятие «благотворительность» появляется в Талмуде и обозначается словом цдака Иудеи считают очень важной внутриобщинную благотворительность, раздачу милостыни. Иудеи считают очень важной внутриобщинную благотворительность, раздачу милостыни.
Притча о Страшном суде Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: "придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: "придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники спросят Его со смирением: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?" Тогда праведники спросят Его со смирением: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?" Царь же скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне". Царь же скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне". Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?" Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?" Но Царь скажет им: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". Но Царь скажет им: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.
Выберите слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию Бескорыстие, доброта, равнодушие, расчётливость, бесчувствие, делающий добро за добро, сострадание, справедливость, безжалостность, отзывчивость, злоба, любовь, сочувствие, забота, помощь, благотворительность, прощение, жалость Бескорыстие, доброта, равнодушие, расчётливость, бесчувствие, делающий добро за добро, сострадание, справедливость, безжалостность, отзывчивость, злоба, любовь, сочувствие, забота, помощь, благотворительность, прощение, жалость А теперь давайте выберем наиболее важные значимые слова и попробуем составить понятие слова - милосердие А теперь давайте выберем наиболее важные значимые слова и попробуем составить понятие слова - милосердие
Вывод: Истинное милосердие-это любовь и бескорыстная помощь, выраженная в действии.
Шёл Господь Шёл Господь Шёл Господь пытать людей в любови, Выходил Он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве Жамкал дёснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой, - Знать, от голода качается, болезный". Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: "На, пожуй... маленько крепче будешь" г. Есенин С.А.
Станьте любящими родителями для сирот, прибежищем для беспомощных, источником изобилия для бедных, лекарством для больных. Станьте защитниками всех угнетенных, покровителями несчастных. Во всякое время радейте о благе ближнего... Станьте любящими родителями для сирот, прибежищем для беспомощных, источником изобилия для бедных, лекарством для больных. Станьте защитниками всех угнетенных, покровителями несчастных. Во всякое время радейте о благе ближнего...
Семь дел милосердия Дела милосердия, относящиеся к телу: Дела милосердия, относящиеся к телу: 1) - дать алчущему пищу, 1) - дать алчущему пищу, 2) - напоить жаждущего, т.е. того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средств утолить жажду свою 2) - напоить жаждущего, т.е. того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средств утолить жажду свою 3) - одеть нагого. 3) - одеть нагого. 4) - посещать заключенных в темнице 4) - посещать заключенных в темнице 5) - навещать больных. 5) - навещать больных. 6) - ввести странного в дом свой - что нужно делать с радостным лицом и сердцем. Особливо же тех странных должно принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым местам для поклонения 6) - ввести странного в дом свой - что нужно делать с радостным лицом и сердцем. Особливо же тех странных должно принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым местам для поклонения 7) - погребать умерших. 7) - погребать умерших. Дела милосердия, относящиеся к душе: Дела милосердия, относящиеся к душе: 1) - отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни, 1) - отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни, 2) - наставить неученого и невежду; 2) - наставить неученого и невежду; 3) - подать добрый совет имеющему нужду в нем. 3) - подать добрый совет имеющему нужду в нем. 4) - молиться Богу за ближнего своего. 4) - молиться Богу за ближнего своего. 5) - утешить печального. 5) - утешить печального. 6) - переносить обиды с терпением. 6) - переносить обиды с терпением. 7) - прощать погрешности, которые сделали пред нами другие. 7) - прощать погрешности, которые сделали пред нами другие.
Священные писания религий мира о милосердии и сострадании. Из писаний Иудаизма Из писаний Иудаизма Когда Господь возлюбит человека, Он посылает ему дар в виде бедняка, так, чтобы тот мог совершить благодеяние для бедного и проявить свое милосердие. Когда Господь возлюбит человека, Он посылает ему дар в виде бедняка, так, чтобы тот мог совершить благодеяние для бедного и проявить свое милосердие. Из писаний Христианства Из писаний Христианства Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христа. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христа. Из писаний Буддизма Из писаний Буддизма Подобно матери, ценою собственной жизни защищающей свое дитя, охватывай мыслью все, так как все живущее твое. Подобно матери, ценою собственной жизни защищающей свое дитя, охватывай мыслью все, так как все живущее твое. Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью. Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью. Из писаний Ислама Из писаний Ислама Каждое доброе дело это милосердие. Твоя улыбка перед лицом брата это милосердие; призывание твоего ближнего к добродетельным делам, равно и милостыня, которую ты подаешь страннику, это милосердие; твоя помощь слепым это милосердие; то, что ты убираешь с дороги камни, шипы и другие преграды, это милосердие; дать воды жаждущему это милосердие. Посему истинное богатство человека это добро, которое он делает в мире для своих ближних. Когда он умрет, люди скажут: "Какое наследство он оставил после себя?" но ангел спросит: "Какие добрые дела он выслал вперед себя?" Каждое доброе дело это милосердие. Твоя улыбка перед лицом брата это милосердие; призывание твоего ближнего к добродетельным делам, равно и милостыня, которую ты подаешь страннику, это милосердие; твоя помощь слепым это милосердие; то, что ты убираешь с дороги камни, шипы и другие преграды, это милосердие; дать воды жаждущему это милосердие. Посему истинное богатство человека это добро, которое он делает в мире для своих ближних. Когда он умрет, люди скажут: "Какое наследство он оставил после себя?" но ангел спросит: "Какие добрые дела он выслал вперед себя?"
Совершали ли вы в своей жизни такое доброе дело, которое можно было бы назвать милосердием? Согласны ли вы с тем, что добрые дела, совершенные человеком, самое большое богатство, которое он может накопить в течение всей своей жизни? Совершали ли вы в своей жизни такое доброе дело, которое можно было бы назвать милосердием? Согласны ли вы с тем, что добрые дела, совершенные человеком, самое большое богатство, которое он может накопить в течение всей своей жизни?
милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела
Мать Тереза Мать Тереза