2 Япония расположена на островах Тихого океана (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и др.), протянувшихся вдоль азиатского побережья с севера на юг. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Это приучило японцев постоянно быть начеку, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и в малом.
Карта Японии
В японской мифологии родоначальниками всего существующего считались божественные супруги Идзанаги и Идзанами. От них произошла триада великих богов: Аматэрасу богиня Солнца, Цукиёми богиня Луны и Сусаноо бог бури и ветра. По представлениям древних японцев, божества не имели человекоподобного или же звероподобного облика, но воплощались в самой природе в Солнце, Луне, горах и скалах, реках и водопадах, деревьях и травах, которые почитались как духи- ками («ками» в переводе с японского означает «божественный ветер»). Такое обожествление природы лежит в основе национальной японской религии, которая называется синтоизмом (от японского «синто» «путь богов»).
Период Средневековья, длившийся свыше тысячи лет (VIXIX вв.), был наиболее плодотворным для японского искусства. Периоды Асука (552645) Нара (645794)
С распространением буддизма началось интенсивное возведение буддийских монастырей, восходящих к корейским и китайским образцам. Наибольшую известность приобрел Хорюдзи (конец VI начало VII вв.) небольшой храмовый комплекс, расположенный за пределами города Нара, место сосредоточения важнейших памятников японского буддизма, равно как и старейших в мире деревянных построек. Многоярусная пагода
Храмовый комплекс Хорюдзи. VII в. Кондо (Золотой Зал)
Центральную часть буддийских храмов составляли алтари, на которых стояли скульптуры божеств из золоченой бронзы или раскрашенного дерева. Скульптура из Корюдзи, представляющая медитирующего бодхисаттву, отличается миловидным лицом и изысканными жестами.
В период Нара ( ) период утверждения раннефеодал ьного централизова нного государства строится (с 710 г.) первая постоянная японская столица Хэйдзё (совр. Нара). Город застраивали по образцу регулярных в плане китайских городов. Храмовый комплекс Тодайдзи. VIII в.
Храмовый комплекс Тосёдайдзи. Основан в 759
Авалокитешвара (Каннон). VIII в. Дерево, сухой лак. Высота 5,5 м Будда Вайрочана (Бирусяна). VIII в. Позолота по сухому лаку. Высота 303 см
Медитирующий Гандзин. Конец VIII в. Сухой лак. Высота 79,7 см Китайский монах VIII в., основавшийтмонастырь Тосёдайдзи. Другой значимый феномен японской скульптуры этого периода фигуры медитирующих или молящихся монахов, с проникновенным и подчеркнутым реализмом передающие не только их физические особенности, но также духовный экстаз и молитвенную сосредоточенность.
Период Хэйан ( ) Перемещение в 794 г. столицы в Хэйан (совр. Киото) положило начало так называемому периоду Хэйан ( ). Это время кризиса централизованного государства, подъема национального творческого сознания, возрождения многочисленных элементов синтоистской культуры. В связи с расцветом эзотерических (тайных) буддийских сект Тэндай и Сингон, отождествлявших Будду с самой природой, началось строительство монастырей в горной местности
Храмовый комплекс Муродзи. Осн. в VII в., перестроен в IX в. Кондо
Согласно легенде, пятиярусная пагода была возведена за одну ночь Кукаем основателем буддийской секты Сингон. Очевидно, это предание более позднего времени, когда монастырь Муродзи принял вероучение этой секты. К несчастью, стройная элегантная пагода в сентябре 1998 г. была частично разрушена пронесшимся над Японией тайфуном. В гг. памятник был восстановлен.
Монастырь Бёдоин. XI в. Храм Феникса
Величайший памятник придворного искусства эпохи Хэйан, находящийся в храме Феникса монастыря Бёдоин. Сидящий Амида, окруженный ослепительным сиянием, возвышается над молящимися Дзётё. Будда Амида Лакированное дерево, листовое золото. Высота 295 см Храм Феникса монастыря Бёдоин, Удзи (Япония)
Периоды Камакура ( ) и Муромати ( ) Вторая половина XII в. была временем разрушительных гражданских войн с трагическими последствиями для многих японских храмов и хранившихся в них памятников культуры и искусства, которые попали под перекрестный огонь. Борьба за власть двух крупнейших аристократических семейств завершилась победой военачальника Минамото Ёритомо, провозгласившего себя сёгуном правителем страны. Начался период господства военного сословия буси (в европейской терминологии самураев), под влиянием которого возникли новые идеалы как в жизни японского общества, так и в искусстве. Главным событием в архитектуре XIIXIII вв. стало восстановление сооружений в старой столице Хэйдзё (совр. Нара), разрушенных и сожженных во время междоусобных войн.
Храмовый комплекс Тодайдзи. VIII в. Великие Южные ворота (реконструкция XII в.)
Самым знаменитым скульптором в Камакура был Ункэй (умер в 1223 ), из мастерской которого выходил непрерывный поток блестящих произведений. В его деревянной фигуре, изображающей Мутяку, идеалистическое подобие уступает место реализму, и можно предположить, что при работе над этой скульптурой источником вдохновения послужил живой человек. Создавая образ индийского монаха, жившего в Гандхаре много веков назад, Ункэй тем не менее вдохнул в его позу естественность, а в черты углубленный психологизм. Ункэй. Мутяку Раскрашенное дерево. Высота 188 см Храм Кофуку, Нара (Япония)
Танкэй. Басу-тэн. Начало XIII в. Раскрашенное дерево. Высота 154, 7 см Храм Сандзюсангэндо, Киото (Япония) Ункэй. Нио Дерево. Высота 8,08 м Южные ворота монастыря Тодайдзи, Нара
Будда Амида Высота 13,4 м Камакура, Япония
Икэбана Искусство расстановки цветов в вазах «икэбана» (букв.: «цветы, которые живут») восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. В современной Японии искусство икэбаны является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и необременительное занятие для досуга, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, освоения священного ритуального действа, приобретаемого в результате длительного кропотливого обучения, ибо для японцев икэбана остается не только значимым элементом национальной культурной традиции, но также и совершенной моделью мироздания.
Икэбана, школа Икэнобо Икэнобо старейшая школа икэбаны в Японии. Ее основателем был монах Икэнобо Сэнъэй, живший в середине XV столетия.
Икэбана, школа Охара В конце XIX в. мастер икэбаны Охара Усин создал свою собственную школу, ибо находил традиционное искусство Икэнобо слишком строгим и формальным. В своем стремлении избежать излишнего формализма Охара использовал даже западные растения. Охара создал стиль морибана, главное новшество которого заключалось в том, что цветы размещались в широких низких сосудах.
Икэбана, школа Согецу Школа Согецу была основана в 1927 г. Тесигахара Софу. Основным принципом школы Согецу является утверждение, что кто угодно, где угодно и когда угодно может создать икэбану из любых подручных материалов.
Икэбана, школа Согецу
Икэбана, школа Согецу
Кинкаку (Золотой павильон). XIV в. (восстановлен в 1955)
Гинкаку (Серебряный павильон). XV в.
Искусство создания садов Искусство создания садов было давно известно на Дальнем Востоке. Традиционный сад (состоявший из деревьев, кустарников, искусственного водоема, мостов и т.п.) был непременным атрибутом буддийских монастырей, а также резиденций правителей и знати. В период Муромати монастырские сады стали организовываться на основе дзэнского учения, согласно которому просветление достигается созерцанием природы во всем ее величии и бесконечной изменчивости. Среди дзэнских садов можно выделить два основных типа: пейзажный состоявший из камней, деревьев, мхов, водоемов, и плоский (состоявший из песка и камней).
Сад монастыря Сайходзи Сады мхов берут свое начало со времен раннего буддизма. Акцент в саду делался на фактуре поверхности и различии оттенков зелени
Сад камней
Периоды Момояма ( ) и Эдо ( ) Для искусства периода Момояма ( ), времени перехода от развитого феодализма к позднему, характерен отход от средневекового религиозного восприятия мира к более чувственно- конкретному. В архитектуре со второй половины XVI в. традиционные виды культовых построек утратили доминирующее значение, получили преобладание замки и чайные павильоны. Японские замки заимствовали черты европейских оборонительных сооружений. Извне они были защищены стенами и водоемами; внутри укреплялись рядами стен, располагавшихся вокруг площади с покоями (в стиле «сёин»). В структуру замка входила также башня- донжон, которая состояла из нескольких этажей- ярусов с выступающими крышами и фронтонами.
Дворцовая резиденция Нидзё Дворец Ниномару
погребальный комплекс в Никко,Период с 1614 по 1868 гг. получил наименование Эдо по названию новой столицы (совр. Токио). Это последний этап развития феодальной культуры, ярко выразивший наметившиеся ранее идейно-эстетические сдвиги. Среди сооружений, демонстрирующих завершение развития феодальной архитектуры, пышный грандиозный погребальный комплекс в Никко, совмещающий типы синтоистской и буддийской архитектуры.
Дворцовый ансамбль Кацура. Ок Чайный павильон
Нэцкэ. XIX в. Дерево. Высота 3,1 см Миниатюрная скульптура нэцкэ получила широкое распространение в XVIII первой половине XIX вв. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Своим появлением она обязана тому факту, что традиционный японский костюм (кимоно) не имеет карманов. Вследствие этого у японцев возник обычай все необходимые мелкие предметы (трубку, кисет, коробочку для снадобий и т.п.) носить на шнурке, свободный конец которого затыкался за пояс, а чтобы он не выскальзывал, к нему прикреплялся противовес брелок-нэцкэ
Нэцкэ в виде маски. XIX в. Слоновая кость. Диаметр 4,1 см; толщина 2 см
Нэцкэ. XIX в. Олений рог. Высота 11,8 см