Школа моистов Школа моистов Философия Древнего Китая Устиленцева А. – ИУ-1-03
Содержание возникновение возникновение философия моистов философия моистов
История моизма сформирован в V-IV вв. до н.э. выходцами из храмовых сторожей получил широкое распространение в IV-III вв.до н.э. отстаивал интересы ремесленников и крестьян воспринял веру в духов, признал всевышнюю Волю Неба в основе – равенство всех людей и всеобщая любовь источник знания – народ, его трудовая деятельность в конце IV в. до н.э. распался на три направления
Мо-цзы Создатель и единственный крупный представитель школы, названной его именем, - Мо-ди, или Мо-цзы (ок до н.э.). Был сановником в царстве Сун. Занимался оборонительной стратегией и выступал за экономию в расходах. Первоначально был сторонником конфуцианства, затем выступил с его резкой критикой.
Мо- цзы Почитание достойных Почитание единения Всеобщая любовь Отрицание предопреде- ления Отрицание нападений Сокращение потребления Бережливость при захоронениях Воля неба Духовидение Отрицание музыки
Идея всеобщей любви Мо-цзы : …именно обособленность в отношениях друг с другом приводит к великим бедам для Поднебесной. Поэтому обособленность должна быть уничтожена… Ее следует заменить всеобщностью. Мэн-цзы : Мо-цзы, проповедуя всеобщую любовь, отказывается от семьи. Л.Вигер о Мо-цзы : …единственный китайский писатель, о котором можно сказать, что он верил в бога, единственный китайский апостол милосердия и рыцарь права.
Мысли о человеке Главное отличие человека от животного - выполнение непосредственных трудовых функций Трудом (и отдыхом, необходимым, чтобы трудиться дальше) должна исчерпываться человеческая жизнь Необходимость уничтожения человеческих чувств, так как они не имеют не только никакой практической ценности, но и никакого значения вообще Злые и добрые качества человека выводятся из обстоятельств жизни
Занятие музыкой и танцами не только бесполезно, но и вредно…
Идеальная организация власти мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Договорная концепция происхождения государства …избрали самого умелого и способного человека в Поднебесной и поставили его сыном неба. …то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным. Если же вышестоящий совершает ошибку,его надо исправлять и наставлять.
Ремесло управления Основные принципы управления: насаждение единомыслия искоренение вредных учений поощрение доносов поддержание социального равенства на государственную службу выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения
Моизм занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом