«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РОСТА ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» ПОПОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА, Д.П.Н., ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЛАБОРАТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ФГНУ ИУО РАО
«Положение о Первой опытной станции по народному образованию», 1919 г., автор проекта – С.Т.Шацкий. Опытная станция объединяла более десятка учреждений образования: детские сады, школы для взрослых и детей, детские трудовые колонии, народные дома, избы-читальни, курсы по подготовке учителей, педагогический техникум. Обобщение и ситсематизация опыта её деятельности СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РОССИИ В ПРОШЛОМ ВЕКЕ:
Теоретическое обоснование термина «сетевое взаимодействие» в педагогике – социолог М.М. Чучкевич (90-е гг. ХХ в.), который определяет сетевую организацию как «объединение независимых индивидов, социальных групп и\или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру» Основные характеристики сетевого взаимодействия (по Чускевичу): - независимость членов сети - множественность лидеров - объединяющая цель - добровольность связей - множественность уровней взаимодействия Первые сети в образовании в пореформенной России ( «Эврика» - клуб творческой педагогики и др.) ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Модернизация образования в России и введение в общеобразовательных учреждениях старшей ступени профильного обучения – новый импульс развития сетевого взаимодействия общеобразовательных школ 2002 г. – Правительством РФ утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой выделяются два варианта организации профильного обучения: - модель внутришкольная профилизации - модель сетевой организации
По модели сетевого взаимодействия, с свою очередь, также предлагалось два варианта: - ресурсный центр – объединение нескольких школ вокруг наиболее сильного ОУ - вариант кооперации – объединение образовательных ресурсов различных учреждений На основании предложенных вариантов – многообразие форм сетевого взаимодействия: простое товарищество образовательных учреждений в пределах территориальных образовательных округов; Ассоциации; Союзы; Образовательные консорциумы; профильные классы по системе «школа-вуз», «школа-лицей», «школа – межшкольный учебный комбинат»
Концепция сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по ведению элективных и профильных курсов на третьей ступени средней школы Института стратегических исследований РАО и предложенные в ней варианты организации сетевого взаимодействия: Первый вариант – «ресурсный центр» и три его структуры: - централизованная иерархическая стструктура - централизованная структура независимых организаций - франчайзинговая структура
Второй вариант – «паритетная кооперация» и её структуры: - структура автономной кооперации - структура «свободной академической сети» Общие проблемы функционирования сетевого взаимодействия ОУ: временность действия систем сетевого взаимодействия отсутствие проработки правового и финансового обеспечения (проблемы с педагогической нагрузкой, и её оплатой) недостаток ресурсного обеспечения ( образовательных, кадровых, функциональных и технических ресурсов) психологическая неготовность учащихся к выбору определённых курсов Предпринятые шаги по преодолению возникающих проблем: «Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений» (2005 г.)- сборник научно –методических материалов «Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций»
Март 2010 г. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки РФ направил в органы исполнительной власти субъектов РФ методические рекомендации по вопросам организации профильного образования в ОУ, разработанные ИУО РАО ( от ) Варианты сетевого взаимодействия в системе профильного обучения, предложенные в этих Методических рекомендациях: «вертикальное» взаимодействие – социальное партнёрство ОУ различного уровня; «горизонтальное» взаимодействие – партнёрами являются несколько ОУ одного уровня; комбинированное взаимодействие – объединение двух вышеприведённых вариантов.
Закон РФ «Об образовании» о сетевом взаимодействии ОУ при реализации образовательных программ – основа для дальнейшего развития сетевого взаимодействия ОУ и дальнейшего нормативно-правового обеспечения этого процесса Что же объединяется при сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений и при чём здесь растущая самостоятельность этих общеобразовательных учреждений?
Ресурсы: кадровые материальные интеллектуальные научно-методические Самостоятельность школ: права директора и централизованный характер управления рост ответственности директора школы ОУ и…. «шаг вправо, шаг влево - ….?» демократизация и авторитаризм в современной российской школе.
Спасибо за внимание!!!