Педагогическая мастерская
1. Вызов традиционной педагогике. 2. Личность с новым менталитетом. 3. Все способны. 4. Интенсивные методы обучения и развития личности. 5. Новый тип педагога. 6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.
Закон мастерской делай по - своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам раскрывает главное ее отличие от традиционного урока. Если основной принцип самой лучшей традиционной формы занятий : делай, как я, делай лучше меня, то мастерская реализует следующие принципы.
Равенство всех участников, включая мастера : все способны к творчеству, саморазвитию. Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации. Для этого используется « индуктор » - слово, предмет, музыка, действие и т. д., который « наведет » в умах обучающихся мотивационный запрос.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве стимулов самооценка, самокоррекция, самовоспитание. Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики. Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества. Поэтому язык важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета.
Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы. Нравственная ответственность каждого за свой выбор, свою деятельность и ее результаты, так как иначе рождается своеволие.
1- й этап. Индукция (« наведение ») - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т. д. все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциации, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чем - то загадочное.
2- й этап. Деконструкция работа с материалом ( текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда - то родились свет и тьма.
3- й этап. Реконструкция создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. 4- й этап. Социализация соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача этого этапа - не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
5- й этап. Афиширование представление ( вывешивание ) произведений учеников и мастера ( текстов, рисунков, схем, проектов, решений ) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.
6- й этап. Разрыв кульминация творческого процесса : озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т. д. Таким образом, то, что обычно « спускается » обучаемому в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей. Для успешного проведения данного этапа мастер должен подготовить множество заданий информации, которая будет предложена обучающимся, когда в ней возникает необходимость.
7- й этап. Рефлексия отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценочные суждения ( это хорошо, это плохо ), а анализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатый материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им ма c терской, дальнейшей работы.