Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» Учитель русского языка и литературы Путяева Юлия Анатольевна МОУСОШ 2 г. Стрежевой Томской области
Цель урока Показать актуальность и вневременную ценность произведения А. Платонова Задачи Изучить произведение, критическую литературу. Изучить произведение, критическую литературу. Выявить характерные черты времени годов 20 века. Выявить характерные черты времени годов 20 века. Сравнить характерные черты годов 20 века с современностью. Сравнить характерные черты годов 20 века с современностью.
Характерные черты времени годов 20 века Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации Грандиозные проекты, стройки коммунизма Грандиозные проекты, стройки коммунизма Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян Энтузиазм «масс» Энтузиазм «масс» Процветание бюрократии Процветание бюрократии Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» Массовое доносительство Массовое доносительство Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья Попытки людей приспособиться к новой жизни Попытки людей приспособиться к новой жизни Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться Всеобщая подозрительность Всеобщая подозрительность
Доминирующие черты времени Исследовав критическую литературу вы выяснили, что доминирующими чертами времени можно назвать следующие: 1) Изображение действительности годов как разрушения многовекового уклада жизни, истощения «почвы», на которой может вырасти будущая «счастливая и справедливая жизнь». 2) Раскулачивание крестьян, методы их уничтожения. 3) Попытки приспособиться к новой жизни; 4) процветание бюрократии. 5) Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. 6) Поиски истины героев «Котлована». 7) Обличение тоталитарного режима.
Прочитав и исследовав произведение А.Платонова «Котлован», отмечаем характерные черты времени годов 20 века, подбираем примеры для подтверждения нашего мнения. Выявляем следующие черты, о которых говорит автор: 1) Разгромленная войной страна. Нищета рабочих и крестьян. 2) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации. 3) Энтузиазм «масс». 4) Процветание бюрократии.
5) Грандиозные проекты, стройки коммунизма. 6) Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие). 7) Массовое доносительство.
8) Всеобщая подозрительность; 8) Всеобщая подозрительность; 9) Атмосфера бездуховности, хамства, бескультурья; 9) Атмосфера бездуховности, хамства, бескультурья; 10) Попытки людей приспособиться к новой жизни; 11) Стремление обезличить людей, построить счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.
Для того, чтобы выяснить, какие черты времени являются характерными для современного общества, было проведено анкетирование среди учащихся 11 б класса Процветание бюрократии – 6 чел.; Процветание бюрократии – 6 чел.; Отсутствие культуры – 6 чел; Отсутствие культуры – 6 чел; Незнание своей истории – 13 чел; Незнание своей истории – 13 чел; Неумеренное употребление алкоголя – 3 чел; Неумеренное употребление алкоголя – 3 чел; Бездуховность, хамство, бескультурье – 19 чел; Бездуховность, хамство, бескультурье – 19 чел; Наркомания – 3 чел. Наркомания – 3 чел.
Сравнительная диаграмма по выявлению сходств и различий времени А. Процветание бюрократии Б. Бездуховность, хамство, бескультурье В. Незнание своей истории
Выводы Выводы Изучив характерные черты времени годов 20 века в повести А. Платонова «Котлован», мы выяснили, что доминирующими чертами являются следующие: 1) Изображение действительности годов как разрушения многовекового уклада жизни, истощения «ночвы», на которой может вырасти будущая «счастливая и справедливая жизнь». 2) Раскулачивание крестьян и методы их уничтожения. 3) Попытки приспособиться к новой жизни. 4) Процветание бюрократии. 5) Атмосфера бездуховности, бескультурья хамства. 6) Стремление построить всеобщее счастье любым путем.
Предложения 1) Знакомить учащихся с их правами и обязанностями (проводить тематические классные часы; встречи с юристами) 2) Использовать права человека и гражданина РФ (посещение выборов, собраний, для выражения собственной точки зрения; служба Отечеству и т.д.) 3) Каждый должен иметь твердую гражданскую позицию.