Коррекционная работа как фактор овладения способами самоконтроля на уроках алгебры в 7 классе при построении графика линейного уравнения Кокиева Лилия Диляверовна учитель математики Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 8 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда
Прежде чем решать задачу – прочитай условие. Жак Адамар
Объект исследования Диагностико - коррекционная деятельность семиклассников на разных этапах формирования способа работы при построении графиков уравнений с двумя переменными Актуальность исследования Предмет исследования Минусы: сформированность навыков самоконтроля и самопроверки; методика организации коррекционной работы; готовые пакеты заданий для самостоятельной коррекционной работы Процесс формирования действия контроля и коррекции у учащихся на уроках алгебры при построении графиков уравнений с двумя переменными
Цель исследования - создание психолого-педагогических и методических условий для развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся средствами организации диагностико – коррекционной работы на уроках алгебры при построении графиков уравнений с двумя переменными Гипотеза исследования: формированию контрольно – оценочной самостоятельности семиклассников будет способствовать специальная организация диагностико – коррекционной работы при освоении способа построения графика уравнения с двумя переменными Задача Задача 3Задача 2Задача Задача 1
Выводы Успешность организации коррекционной работы и освоение способа действия определяется следующими условиями (установление ошибки, её типа/осознание собственных действий, которые привели к ошибочному решению и восстановление способа действия (как надо было действовать)); Результаты коррекционной работы выявляют «пробелы», возникает необходимость подбора заданий по коррекции способа действия с предметным материалом; Результаты диагностики проведённого формирующего эксперимента показали, что освоение способа действия и коррекционная работа способствуют продвижению ученика и успешному освоению учащимися нового предметного материала.
Спасибо за внимание!
1 задача исследования Анализ различных подходов к проблеме организации коррекционной работы учащихся на различных этапах освоения способа действия с предметным материалом
Определение типа ошибки и осознание собственных действий, которые привели к ошибочному решению; построение эталонного варианта общего способа действия (операционный состав) по решению подобных задач; сравнение собственных действий с эталоном (общим способом) и выявление ошибочных операций; вывод о причинах ошибки (почему я ошибся); определение необходимой коррекционной меры (как избежать ошибки); использование откорректированных знаний и действий в процессе решения аналогичных задач. Этапы организации коррекционной работы
2 задача исследования Разработка учебных ситуаций, направленных на организацию деятельности учащихся по коррекции способа предметного преобразования и их практическая реализация
Построение графика линейного уравнения с двумя переменными 1 – операция «Найди точки» 2 – операция «Построй точки» 3 – операция «А те ли точки?»
3 задача исследования Диагностика результативности способа коррекционной работы при освоении построения графика линейного уравнения; количественный и качественный анализ результатов диагностики
I. Диагностика освоенности способа (по операциям) Учащиеся 1 до 1 после 2 до 2 после 3 до 3 после
Успешность самопроверки способа действий по операциям 1 – операция «Найди точки» 2 – операция «Построй точки» 3 – операция «А те ли точки?»
Объяснение причин ошибок Задание, в котором была сделана ошибка Причины ошибки Как избежать ошибки Выполнение похожего задания Как действовал я Как надо было действовать Почему я ошибся
II. Коррекционная работа А) Восстанавливаем способ (по операциям) Б) Самоопределение учащихся по ошибкам В) Работа в группах (готовая карточка с операционным составом; задания на отработку операций) самоконтроль работа с консультантом (с тем, кто всё освоил) работа в паре (с таким же или с тем, кто не освоил)
III. Диагностика освоенности способа по содержанию (по группам) ГР 1 – операция 1 ГР 2 – операция 2 ГР 3 – операция 3 ГР 4 – операции 1 и 2 ГР 5 – операции 1 и 3 ГР 6 – операции 2 и 3
IV. Диагностика контроля Учащиеся 1 до 1 после 2 до 2 после 3 до 3 после
Успешность самопроверки способа действий по операциям 1 – операция «Найди точки» 2 – операция «Построй точки» 3 – операция «А те ли точки?»
V. Соотнесение диагностик Учащиеся 1 до 1 после 2 до 2 после 3 до 3 после
Успешность самопроверки способа действий по операциям 1 – операция «Найди точки» 2 – операция «Построй точки» 3 – операция «А те ли точки?»