Принципы создания электронного учебника по русскому языку как иностранному Реферат в форме слайд-шоу Выполнил: ассистент кафедры русского языка Тульского государственного университета Зубарева Юлия Михайловна
рассмотреть основные принципы создания электронного учебника по русскому языку как иностранному для студентов начального и продвинутого уровня обучения Цель
1. Определить основные особенности электронного учебника как жанра учебной литературы. 2. Рассмотреть основные принципы электронного учебника по русскому языку как иностранному для начального и продвинутого уровня обучения русскому языку как иностранному. Задачи:
1. Электронный учебник как учебник нового типа. План: 2. Принципы создания электронного учебника (на примере электронного учебника по РКИ).
1. Электронный учебник как учебник нового типа Электронный учебник (ЭУ) основное учебное электронное издание. высокий научный и методический уровень; соответствие федеральной составляющей дисциплины Государственного образователь- образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактически- ми единицами стандарта и программой.
Функциональные возможности электронного учебника выполняет все функции, присущие бумажному учебнику; обеспечивает широкие возможности компьютерной визуализации учебной информации; служит основой создания активно-деятельностной образовательной среды; поддерживает возможность реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий; обеспечивает комфортные, понятные учащемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом.
Электронный учебник по РКИ - сохраняет информативную и методическую базу привычного бумажного учебника; учебник нового типа: удовлетворяет требованиям нового Государственного стандарта, является доступными, «мобильным», экономичным.
Электронный учебник по РКИ технология мультимедия гипертекст максимальное погружение в языковое пространство
Электронный учебник по РКИ модульная организация пространства реализуются все виды деятельности
Электронный учебник по РКИ основное учебное электронное издание по РКИ высокий научный и методический уровень; соответствие федеральной составляющей дисциплины Государственного образователь образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактически- ми единицами стандарта и программой.
1. Принцип квантования. 2. Принцип полноты. 3. Принцип наглядности. 4. Принцип ветвления. 5. Принцип регулирования. 6. Принцип адаптивности. 7. Принцип компьютерной поддержки. 8. Принцип собираемости. 2. Принципы создания электронного учебника по РКИ
1. Принцип квантования РАЗБИЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА РАЗДЕЛЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ МОДУЛЕЙ, МИНИМАЛЬНЫХ ПО ОБЪЕМУ, НО ЗАМКНУТЫХ ПО СОДЕРЖАНИЮ 1 этап элементарный 2 этап базовый 1 уровень 1-2 семестр 2 уровень 3-4 семестр
Подмодули по видам речевой деятельности принцип квантования
2. Принцип полноты КАЖДЫЙ МОДУЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ: теоретическое ядро, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные задания и упражнения по всему модулю с ответами, итоговый контрольный тест, контекстная справка (Help), комментарий(языковой, исторический, страноведческий).
Теоретическое ядро артикуляция звуков речевые модели грамматический комментарий лексика темы, словарь итоговый контрольный тест принцип полноты
1 этап. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ Урок 1 ГРАММАТИКА принцип полноты
Речевые модели. Грамматический комментарий принцип полноты
Примеры принцип полноты
Задания и упражнения для самостоятельного выполнения МОЖНО (по гиперссылкам) посмотреть результат; вернуться к началу задания и упражнения; обратиться к теории; выполнить задание ещё раз. принцип полноты
сопоставить варианты выбрать правильный вариант написать правильный вариант принцип полноты
Контрольные задания и упражнения повторение и обобщение изученного материала принцип полноты
Итоговый контрольный тест ключ к следующему модулю (этапу обучения) вернуться к упражнениям, заданиям и повторно выполнить их нельзя принцип полноты
номера неправильных ответов Help-ссылки Контекстная справка Help принцип полноты
3. Принцип наглядности КАЖДЫЙ МОДУЛЬ СОСТОИТ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ КАДРОВ С МИНИМУМОМ ТЕКСТА И ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ, ОБЛЕГЧАЮЩЕЙ ПОНИМАНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ, УТВЕРЖДЕНИЙ И МЕТОДОВ фотографиярисунок видеоролик презентация аудиозапись максимальное погружение в языковую среду
1 этап. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ЧТЕНИЕ Урок 1. Тема «Россия» Текст 1. « Москва - столица России Текст 1. « Москва - столица России» Задания 1. Посмотрите фотоальбом по теме «Россия». Ответьте на вопросы. 2. Посмотрите презентацию по теме «Москва – столица России». 3. Прочитайте текст 4. Выполните задания. К каждому слайду прикреплён звуковой файл. Студент смотрит фотографии, читает подписи к ним, слушает. Визуализация способствует погружению в языковую среду, готовит учащихся к восприятию текста. принцип наглядности
Смотрим, слушаем, говорим (поём ) принцип наглядности
4. Принцип ветвления КАЖДЫЙ МОДУЛЬ СВЯЗАН ГИПЕРТЕКСТНЫМИ ССЫЛКАМИ С ДРУГИМИ МОДУЛЯМИ У УЧАЩЕГОСЯ ЕСТЬ ВЫБОР ПЕРЕХОДА В ЛЮБОЙ ДРУГОЙ МОДУЛЬ; КАЖДЫЙ МОДУЛЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПЕРЕХОДОВ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
5. Принцип регулирования самостоятельно управляет сменой кадров; имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров выполняет необходимое ему количество упражнений, разного уровня сложности, определяемого преподавателем или им самим; проверяет себя, выполнив контрольный тест учащийся
6. Принцип адаптивности допускает адаптацию к нуждам конкретного учащегося в процессе учебы; позволяет варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося; генерирует дополнительный иллюстративный, материал, звуковые файлы, предоставляет, видефрагменты; знакомит учащихся с культурой и искусством, традициями русского народа. Электронный учебник
Профиль «Дизайн» Раздел 1. Выражение квалификации предмета (явления) и его характеристики принцип адаптивности
7. Принцип компьютерной поддержки получает компьютерную помощь (Help); может обращаться к словарям, проверять орфографию, пунктуацию; рассматривает большое количество примеров и выполняет упражнения разного уровня сложности; на любом этапе обучения… проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа. в любой момент работы … учащийся компьютер
8. Принцип собираемости позволяет расширять и дополнять его новыми разделами и темами, заданиями; помогает формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится) Формат электронного учебника
Спасибо за внимание! Проверил:________________________________ _________________________________________ Салимьянова Ирина Викторовна