Учебный проект по русскому языку «Языковой, коммуникативный, этический компонент культуры речи» Заговори, чтоб я тебя узнал…… Заговори, чтоб я тебя узнал…… Сократ Сократ
Автор проекта : Логинова Алёна Васина Олеся Руководитель проекта : Савельева Любовь Германовна (преподаватель русского языка)
Тип проекта Информационно-исследовательский Внутришкольный Межпредметный Краткосрочный Парный
Заказчик проекта Филиал МБОУ Сосновской сош 1 в с. Дегтянка
Гипотеза Соблюдение языковых, коммуникативных, этических норм не влияет на жизнь людей. Соблюдение языковых, коммуникативных, этических норм не влияет на жизнь людей.
Цель: доказать, что знать и соблюдать языковые нормы в повседневной жизни необязательно.доказать, что знать и соблюдать языковые нормы в повседневной жизни необязательно.Задачи: найти информацию по теме «Культура речи» в различных источниках;найти информацию по теме «Культура речи» в различных источниках; проанализировать материалы ЕГЭ;проанализировать материалы ЕГЭ; понаблюдать за речью обучающихся; понаблюдать за речью обучающихся; сделать выводы по теме исследования. сделать выводы по теме исследования.
Ход исследования изучить теоретический материал по разделу «Культура речи»;изучить теоретический материал по разделу «Культура речи»; составить таблицу «Языковые нормы»;составить таблицу «Языковые нормы»; найти и проанализировать задания в материалах ЕГЭ по «Культуре речи»;найти и проанализировать задания в материалах ЕГЭ по «Культуре речи»; записать эпизод из жизни и проанализировать речь обучающихся;записать эпизод из жизни и проанализировать речь обучающихся; сделать выводы.сделать выводы.
Предполагаемые продукты проекта Создание презентации проекта для использования на уроках в классах и во внеурочной деятельности. Создание презентации проекта для использования на уроках в классах и во внеурочной деятельности.
Результаты исследования Культура речи - раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в устной и письменной формах. Нормы литературного языка – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Норма не только важнейший элемент культуры, она речевой идеал, к которому должен стремиться каждый.
Типы норм литературного языка Виды Примеры лексические карий - коричневый орфоэпическиеотрок, клеить, донизу акцентологические кухонный, черпать словообразовательные зелёный зелень орфографические карандаш, молоко морфологическиеузбеки–много узбеков синтаксические пунктуационные стилистические
Орфоэпические нормы Устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.
Примеры: торты (правильно) – торты (неправильно) щавель (правильно) – щавель (неправильно) шарфы (правильно) – шарфы (неправильно) коне [ ш ] но (правильно) – коне [ ч ] но (неправильно)
Нормы словоупотребления Основаны на знании лексического значения и лексической сочетаемости слова с другими словами в предложении.
Ошибки Неправильное употребление слова Запевалой всех безобразий был Иван (вместо «зачинщиком»). Благодаря пожару сгорел лес (вместо «из-за пожара»). В силу слабой игры... (вместо «из-за»)
Смешение паронимов Смешение паронимов (факт фактор, эффективный эффектный, одевать надевать, сытый сытный...) Отец Гринева - строгий домашний крепостной (вместо «крепостник»).
Нарушение лексической сочетаемости скоропостижный отъезд (вместо «внезапный»); играет значение (вместо «играет роль» или «имеет значение»).
Повтор(тавтология),лишние слова (плеоназм) Возвратился обратно; моргать глазами; пожилой старик; май месяц.
Пропуск слов Может повлечь последствия... (пропущено «за собой») Штампы (выражения с потускневшим лексическим значением) Все дети в школе охвачены горячим питанием.
Стилевой разнобой Надо торопиться, ибо мы опоздаем на поезд. В очах футболистов светилась радость.
По материалам ЕГЭ Грамматические ошибки Лексические ошибки Орфоэпические ошибки около пятиста километров ложить книги каталог, красивее французская шампунь одеть пальто звонит, оптовый эта работа более лучше будничный день средства, черпать
По материалам ЕГЭ Орфоэпические нормы 2,5 % Лексические нормы 2,5 % Грамматические нормы 9 %
Речевая ситуация В поездах, трамваях, автобусах, когда они приближаются к станции или остановке, часто приходится слышать такого рода диалог: - -Вы сходите? - -Нет, не схожу! - -Тогда позвольте мне пройти вперёд, я схожу на этой остановке. - -Пожалуйста, сходите!
Речевая ситуация «Сколько апельсин раздали детям?» Слово апельсин относится к группе слов, которые в Род. падеже множественного числа получают окончание –ов : Дом - домов, город - городов, апельсин - апельсинов, мандарин - мандаринов, помидор - помидоров, гектар – гектаров.
Вывод Соблюдение языковых, коммуникативных, этических норм влияет на жизнь людей, на общение, на результаты ЕГЭ, на выбор профессии.
Использованная литература Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984 Крысин Л.П. Современная литературная норма и её кодификация.//Русский язык в школе. – 2002, 1 Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку. – М.,1996 Язовицкий Е.В. Говорите правильно