Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;…
Зачем нужна «Профориентация»? ПрофориентацияПрофориентация поможет учащимся 7,8,9,10,11-х классов : выявить профессиональные склонности; определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования; выбрать среднее-специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении; определить подходящий профиль обучения в старшей школе.
профессиональное просвещение психологическая поддержка профессиональное консультирование профессиональные пробы, социальные практики
Социальные практики - деятельность учащихся в социальном пространстве: знакомство с социальными ролями, функциями, направлениями общественной и профессиональной деятельности в соотнесении с личностью подростка. Профессиональные пробы - ознакомительное и/или прямое участие подростков в различных видах профессиональной деятельности с целью образовательного, социального и профессионального самоопределения.
Цель – оказание учащимся психолого- педагогической и информационной поддержки в выборе ими профиля обучения для продолжения образования на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования и дальнейшем профессиональном самоопределении.
I этап – 5-7 классы Формирование профессиональной направленности; осознание своих интересов. Профориентационный практикум: выполнение эвристических заданий, создание профориентационно значимых ситуаций, профессиональные пробы I I этап – 8-9 классы Предпрофильная подготовка, развитие профессионального самосознания, формирование личностного смысла в выборе профессии Профориентационный курс (20-24 ч.): комбинированные уроки, составление профессиограм, экскурсии, встречи с представителями профессий, индивидуальные и групповые консультации, выполнение и защита проектов. Профессиональные пробы.
Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии: 1/ Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.). 2/ Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимы в жизни. 3/ Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей. 4/ Увлечение только внешней или какой – либо одной стороной профессии. 5/ Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную этим учебным предметом. 6/ Выбор профессии, связанной с выбором данной профессии друзьями. 7/ Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии. 8/ Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка. 9/ Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе той или иной профессии. 10/ Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе: – свои интересы к профессии; – свои способности; – свои склонности – степень профессиональной пригодности.
Час общения Игра в будущее Анкета 1. На сколько процентов ты уверен в том, что добьешься успехов на избранном пути?___________________________________________________________ 2. Кто подсказал тебе, что делать в жизни? ___________________ 3. Какую зарплату ты выбираешь? ___________________ 4. Назови профессии, должности, звания, которые больше всего тебя привлекают? ___________________ 5. Оцени состояние своего здоровья по 10– бальной шкале ______________ 6. Если ты не поступишь в ВУЗ – это очень страшно? ______________ 7. Подготовила ли тебя школа к успешному вхождению в жизнь? _________ 8. Как часто ты будешь встречаться со своими одноклассниками после окончания школы? ______________________ 9. Если бы ты открыл свою фирму, кого из ребят своего класса ты пригласил бы к себе на работу и на какие должности? ___________________ 10.Напиши свои 10 главных умений: __________________ 11.Раздели лист пополам и напиши слева все свои основные достоинства, а справа – свои недостатки. 12.Составь, пожалуйста, свой словесный портрет, а затем выбери человека в классе, которому ты больше всего доверяешь, чтобы он тоже составил твой словесный портрет.