Диагностика профессиональных способностей и склонностей детей с ОВЗ Уралова Ю. А., куратор дистанционного образования МАОУ СОШ 42 г. Томска
Одной из важнейших задач общества является создание условий для обучения, воспитания, социальной адаптации детей - инвалидов и детей с ОВЗ, а в дальнейшем и их профессиональной реабилитации.
В учебном году в МАОУ СОШ 42 г. Томска обучалось : - 96 детей с ОВЗ, из них – 30 обучающихся специальных ( коррекционных классов V вида ); - 10 детей - инвалидов ; - 21 ребенок - инвалид, обучающийся на дому с использованием технологий дистанционного обучения.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – выбор будущей профессии. Особенно актуальна она для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа « Мой выбор » разработана с целью оказания помощи обучающимся в выборе профессии, профилактику основных ошибок выпускников при выборе профессии : выбор профессии под воздействием случайных факторов ( близость учебного заведения к месту жительства, выбор « за компанию », выбор без учёта своих возможностей и требований рынка труда ).
Программа « МОЙ ВЫБОР » Цель : Создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда. Задачи : 1. Расширить представления обучающихся о современном « рынке профессий ». 2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией. 3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии
Система профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ Профориентационное информирование Профессиональная диагностика Профессиональная консультация Социально - профессиональная адаптация
Автоматизированная экспресс - профориентация « ОРИЕНТИР » Методика разработана в целях согласования индивидуальных профессиональных склонностей с возможностями профессионального обучения и потребностями работодателей.
Методика « Ориентир » показывает нам, какой тип и класс профессий наиболее соответствует интересам и склонностям ребенка - инвалида. Также при помощи этой методики можно узнать названия профессий, которые пользуются высоким и устойчивым спросом на рынке труда, профессии, наиболее соответствующие интересам и склонностям и профессии, наиболее соответствующие представлениям о своих способностях. Для планирования профессионального пути используется схема профессионального планирования, разработанная Е. А. Климовым : Какова ваша главная цель ( каким хочешь быть, чего достичь, кем хочешь стать )? Каковы ваши ближайшие жизненные планы ? Какие существуют пути и средства достижения цели ( какие шаги надо предпринять для того, чтобы достичь цели )? Какие существуют внешние условия для достижения цели ? Какие у вас есть внутренние условия ( возможности ) для достижения цели ?
1. Получение знаний учащимися о специфике современного рынка труда. 2. Сформированность у обучающихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии. 3. Осознанный выбор будущей профессии.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!