Развитие системы квалификаций Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» г. Чебоксары 10 октября 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О ходе разработки профессиональных стандартов Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин Заседание Национального совета при Президенте.
Advertisements

О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Любовь Юрьевна Ельцова Российско-французская.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
О возможности участия профессиональных образовательных организаций Белгородской области в разработке профессиональных стандартов Российской Федерации Начальник.
Ирина Александровна Волошина 1 Директор по развитию системы квалификаций НИИ труда и социалмного страхования.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Разработка профессионального стандарта ВОЛОШИНА Ирина Александровна НИИ труда и социального страхования.
Мероприятия по подготовке организации, реализующей дополнительные профессиональные программы, к работе с Профессиональными стандартами Северо-Западный.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Формирование системы профессиональных стандартов Директор по развитию системы профессиональных стандартов НИИ труда и социального страхования И.А. Волошина.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
О регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования Москва, 2014 г.
Основные итоги работы по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации в 2015 году февраль, 2016 г.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Профессиональные стандарты подготовки кадров Жиденко И.С., директор учебно-аккредитационного центра НП СРО «ССК Ур Сиб»
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Транксрипт:

Развитие системы квалификаций Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» г. Чебоксары 10 октября 2014 г.

Качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Заполнение вакансий квалифицированных рабочих технических профессий (в обрабатывающих производствах – около 70% вакансий) остается острой проблемой Профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда (по оценкам, всего 37% граждан работают по специальности) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА 1 Недостаток квалифицированного персонала отмечается, по экспертным оценкам, практически на четверти предприятий, что является сдерживающим фактором экономического роста Отмечается существенное превышение заявленной работодателями потребности в работниках по сравнению с численностью безработных, обратившихся в государственную службу занятости (на начало октября 2014г. - 2,0 млн. вакансий и 0,8 млн. безработных) По данным опросов работодателей, отмечается увеличение издержек работодателей, связанных с адаптацией и дополнительным обучением работников вследствие недостаточного развития профессиональных компетенций

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Обсуждение проектов с участием всех сторон социального партнерства Профессиональные стандарты Уровни квалификаций Образовательные стандарты система оценки квалификаций Профессионально- общественная аккредитация образовательных программ Профориентация Прогноз потребности на рынке труда Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Система подготовки кадров 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Утверждение нового Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) на основе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ) (ISCO 08), принятой в 2008 году, с целью обеспечения гармонизации национальной системы классификации профессий (планируется утвердить в I квартале 2015 г.) Формирование прогноза потребности в квалифицированных кадрах в рамках разрабатываемого баланса трудовых ресурсов Дальнейшая разработка профессиональных стандартов Формирование системы независимой оценки квалификации работников (сертификация работников) 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23, в редакции от 23 сентября 2014 г. 970 Приказы Минтруда России: от 12 апреля 2013 г. 147н, от 29 сентября 2014 г. 665н «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12 апреля 2013 г. 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов от 29 апреля 2013 г. 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» от 30 сентября 2014 г. 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов» от 29 сентября 2014 г. 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. 249 «О создании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. 487-р) Федеральный закон 273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» Пункт 7 Статьи 11 При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов Постановление Правительства Российской Федерации 928 от «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ Российский союз промышленников и предпринимателей – коммерческий сектор экономики по приоритетным направлениям Минтруд России –бюджетная сфера и приоритетные направления экономики инициативная разработка Организация разработки профессиональных стандартов за счет бюджетных средств – в бюджетной сфере и приоритетных направлениях экономики за счет собственных средств разработчиков – инициативные проекты Финансирование разработки профессиональных стандартов 1.Разработчик – регистрация уведомления о разработке профессионального стандарта на сайте 2.Разработчик – проведение профессионально-общественного обсуждения профессионального стандарта 3.Минтруд России – размещение профессионального стандарта для общественного обсуждения на сайте 4.Федеральные органы исполнительной власти – заключение на профессиональный стандарт 5.Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям - экспертиза и одобрение профессионального стандарта Общественное обсуждение, экспертная оценка профессиональных стандартов Формирование перечня профессиональных стандартов для разработки предложения министерств и ведомств, работодателей, профессиональных сообществ и профессиональных союзов работников инициативные предложения 6

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: МАКЕТ Приказы Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 147н, от 29 сентября 2014 г. 665н Профессиональный стандарт содержит следующие разделы: - общие сведения (включает наименование, код, основную цель вида профессиональной деятельности, группу занятий, отнесение профессионального стандарта к видам экономической деятельности - описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148н) - характеристика обобщенных трудовых функций содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав, включая требования к образованию, опыту работы, особые условия допуска к работе, возможные наименования профессий/должностей, ссылки на другие классификаторы, где используются эти наименования - сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта содержат информацию об ответственной организации и организациях, участвовавших в разработке профессионального стандарта 7

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148н Уровни квалификации в процессе разработки профессиональных стандартов используются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников и обеспечивают международную и межотраслевую сопоставимость квалификаций. Уровни квалификации разработаны на основе Европейской системы квалификаций для непрерывного обучения (The European Qualifications Framework for Lifelong Learning, 2008). Уровни квалификации содержат описание обобщенных требований к работникам, определяемых показателями: «Широта полномочий и ответственность», «Характер умений» и «Характер знаний», а также основные пути достижения квалификации каждого уровня и минимальные требования к уровню образования. Всего предусмотрено 9 уровней квалификации. 8

9 В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МИНТРУДОМ РОССИИ УТВЕРЖДЕНО 189 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, 183 – зарегистрировано в Минюсте России, в том числе в следующих сферах: социальное обслуживание автомобилестроение транспорт строительство жилищно-коммунальное хозяйство связь, информационные и коммуникационные технологии наноиндустрия К концу 2015 года запланировано разработать около 800 профессиональных стандартов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (выдержка из реестра профессиональных стандартов) 10 Запланирована разработка следующих профессиональных стандартов в г.г.: руководитель физкультурно-спортивной организации спортивный судья сопровождающий лиц с ограниченными возможностями здоровья

ПРИМЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПОРТСМЕН» (выдержка) 11

ПРИМЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПОРТСМЕН» (выдержка) 12

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОЛОДЕЖЬ профессиональный стандарт позволяет сделать выбор профессии, исходя из требований к компетенции работника, спланировать обучение и профессиональную карьеру РАБОТАЮЩИЕ ГРАЖДАНЕ профессиональный стандарт позволяет выбрать программы дополнительного обучения в целях непрерывного образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ учитывают профессиональные стандарты при формировании образовательных стандартов и программ Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом специфики и масштабов деятельности: при определении трудовых функций работников; при разработке штатных расписаний, должностных инструкций, тарификации работ; при создании систем оплаты труда; при аттестации работников; в организации обучения работников. Принят в первом чтении 19 сентября 2014 г. проект федерального закона, предусматривающий обязательность применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию 13

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В образовательной деятельности: 1. Обязательный учет профессиональных стандартов при разработке стандартов профессионального образования: - положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (пункт 7 статьи 11 Федерального закона 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации») - рассмотрение проектов стандартов профессионального образования и проектов изменений, вносимых в указанные стандарты, осуществляется в том числе в части учета в них положений соответствующих профессиональных стандартов (Постановление Правительства Российской Федерации 928 от «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений») 2. Минобрнауки России подготовлены проекты методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов 14

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В деятельности организаций: 1. Принят в первом чтении 19 сентября 2014 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий обязательность применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию 2. Минтрудом России разработан проект Методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов, в соответствии с которыми профессиональные стандарты: - позволяют разрабатывать должностные инструкции из конкретного набора трудовых функций, содержащихся в профессиональном стандарте с учетом специфики деятельности учреждения и конкретного рабочего места - позволяют выявлять потребность в необходимости повышения квалификации по результатам проведения плановой аттестации работников, в том числе в рамках «дорожных карт», реализуемых субъектами Российской Федерации по совершенствованию деятельности учреждений социального обслуживания - не влияют на установленный набор льгот и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством при решении о наименовании должности (профессии, специальности), а также определение квалификационных требований к работнику 15