«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс
Выбор профессии – всегда сложный первый шаг. Выбирайте будущую профессию с умом и любовью к себе, тогда и рабочее время будет проходить интересно и с пользой.
Актуализация Отсутствие систематизированного подхода к профориентационной работе в школе Нацеленность работы педагогического коллектива в основном только на учебный и воспитательный процесс Малая информированность учащихся в вопросах профориентации Неспособность выпускников к моменту получения аттестатов профессионально самоопределиться
Цель: Актуализация процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути
Задачи курса: Повышать уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширять границы самовосприятия, пробуждать потребности в самосовершенствовании; Способствовать выявлению интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; Определять мотивацию выбора и ее структуры; Способствовать определению выраженности и структуры способностей; Формировать готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; Определять степень соответствия профиля личности и профессиональных требований, вносить коррективы в профнамерения учащихся.
Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональной просвещение (справочно-информационные консультации) Профессиональная диагностика (профессиональная консультация). Основные формы работы: Групповая; Индивидуальная;
Методы работы: Беседа, Тестирование, Анкетирование, Диспут, Объяснение Занятия проводятся 1 раз в неделю, в течении полугода
Учащиеся Должны знать Правила выбора профессии; Основные понятия психических процессов и их виды; Уровень развития своих профессионально важных качеств; Сферы трудовой деятельности (классификация профессий); Значение правильного самоопределения для личности и общества. Должны уметь Определять уровень развития личностных качеств, психологических свойств, коммуникативных, организаторских способностей; Осуществлять выбор профессии согласно выявленным качествам; Применять упражнения по развитию качеств личности; Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями
Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская) информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
Групповые справочно – информационные консультации Пути получения профессий Уровни образования, виды набора Пути получения профессионального образования на базе 9 классов Ошибки при выборе профессии Три принципа выбора профессии: «хочу, могу, надо» Факторы, влияющие на выбор профессии: объективные(семья, сверстники, школа) и субъективные (индивидуально – психологические характеристики личности – самооценка, особенности темперамента, внимания, памяти и т. д.)
Групповые профессиональные консультации Представление о себе и проблема выбора профессии Условия выбора профессии Индивидуально психологические особенности личности Общие и специальные способности Профпригодность. Здоровье подростка и выбор профессии Построение профплана. Рекомендации профконсультанта
Только два сорта людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни решительно всё, и те, кто ничего о ней не знает. О. Уальд
Минусы профориентационной работы Отсутствие систематизированной поэтапной работы Не вовлечённость в эту работу педагогов, администрации школы, Центра занятости, администрации района Процент не определившихся в 9 классе выше, чем в 11 (но это нормально) Психологическая незрелость(инфантилизм), отсутствие серьёзного подхода к выбору профессии у учащихся Влияние родителей Заниженная или завышенная самооценка Особенные трудности возникают у двух категорий ребят: Первые не нашли в этой жизни ничего интересного, ничем не увлекаются и могут с одинаковым успехом учиться как хорошо, так и плохо Вторые слишком активны и в учёбе и во всех остальных видах деятельности
Спасибо за внимание! Воробьёва Ольга Юрьевна