Я выбираю профессию
Цели работы: 1. Исследование профессиональной ориентации и факторов, влияющих на выбор профессии на примере учащихся 9-11 классов МОУ «Бугровская СОШ» 2. Исследование социального пространства города, как возможность реализации своих устремлений. 3. Создание странички «Кем быть?» на сайте МОУ «Бугровская СОШ».
Задачи: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме. Провести диагностическое анкетирование учащихся 9-11 классов. Выявить предпочитаемые современными подростками типы, группы и классы профессий. Обработать полученные результаты.
Используемые методы : Теоретический (изучение и анализ литературы) Практический (опрос, беседа, анкетирование, создание странички на сайте школы)
Объект исследования учащиеся классов МОУ «Бугровская школа» Предмет исследования профессиональные интересы и склонности.
Стадии выбора профессии (теория Гинзберга) 1. Стадия фантазии (до 11 лет) 2. Гипотетическая стадия (с 11 до 17 лет) -Период интереса (11-12 лет) -Период способностей (13-14 лет) -Период оценки (15-16 лет) -Переходный период (17 лет) 3. Реалистическая стадия (17 лет и старше) -Период исследования (17-18 лет) -Период кристаллизации (19-21) -Период специализации
Классификация типов профессий по Е.А. Климову Типы профессий Человек - Техника Человек - Человек Человек – Природа Человек-Художественный образ Человек – Знаковая система
«Человек –Техника» К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъёмных и транспортных средств :слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик, строитель, сантехник, огранщик алмазов, ткач, столяр, пекарь, кондитер, инженер- технолог, проходчик, шахтёр, оператор буровой установки
«Человек – Человек» Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся: экскурсовод, учитель, продавец, врач, психолог и т.д.
«Человек-Природа» Если деятельность человека связана с природой, прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор мехнизированных комплексов, цветовод.
«Человек-Знаковая система» Объектом труда человека выступают различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это, например, корректор, экономист, стенографистка-машинистка, чертёжник, нотографик, топограф.
«Человек – Художественный образ» Многим из вас нравятся профессии связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Это профессии: конструктор- модельер, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица.
8 факторов выбора профессии ( по Климову) 1. Позиция старших членов семьи 2. Позиция товарищей, подруг 3. Позиция учителей, школьных педагогов 4. Личные профессиональные планы 5. Способности 6. Уровень притязаний на общественное признание 7. Склонности 8.Информированность
Перечень факторов, по которым подростки выбирают профессию:
Наиболее привлекательная профессиональная деятельность:
11 класс:
9 а класс:
9 б класс:
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 1. Выбор профессии за компанию. 2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней. 3. Перенос отношения к человеку на саму профессию. 4. Отождествление учебного предмета с профессией. 5. Выбор исключительно по признаку престижности. 6. Выбор вопреки, назло чему-либо или кому-либо. 7. Недостаточный учет своих способностей. 8. Недостаточный учет своих способностей. 9. Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков и игнорирование медицинских противопоказаний. 10. Ориентация на мнение значимых или близких Тебе людей. 11. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному.