Инновационный проект МБОУ – СОШ 5 ст. Старовеличковской «Профориентационная социализация школьников как залог успешности личности» Сроки реализации: 2014 – 2018 г.г.
Социализация К основным аспектам социализации учащихся относится следующее: - формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию; - сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций; - выработка системы жизненных приоритетов и ценностей; - накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми; -формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно- политическим процессам, происходящим в стране. Все эти аспекты социализации значимы и взаимосвязаны. Обучение в общеобразовательной школе, и в частности профориентационная работа, представляют собой необходимые условия дальнейшей социализации ребёнка.
Цель: разработка и экспериментальная проверка педагогических условий и модели профессиональной ориентации как социально-адаптированных, так и дезадаптированных учащихся средних классов, обеспечивающей основы их трудовой социализации. Создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе и регионе.
Объектом исследования является процесс трудовой социализации школьников. Предмет исследования - профориентационная деятельность и педагогические условия ее эффективности в целях обеспечения основ трудовой социализации как социально-адаптированных, так и дезадаптированных учащихся средних классов школы.
Гипотеза исследования предполагаем, что обеспечение основ трудовой социализации учащихся средних классов школы средствами профессиональной ориентации будет эффективным, если: начинать целенаправленную учебно-методическую, психолого- педагогическую и профориентационную деятельность уже с 6 класса средней школы; обеспечить учащихся информационной базой, необходимой для осуществления первичного профессионального самоопределения, а также стимулировать их познавательную активность профессиональной направленности; приобщать учащихся средних классов к посильной трудовой и производительной деятельности; осуществлять профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей, выявленных посредством психолого-педагогической диагностики.
Задачи: определить понятие трудовой социализации, выделить компоненты, подлежащие формированию в средних классах школы; обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися среднего звена; разработать модель профориентационной работы со школьниками среднего звена; выявить способы приобщения школьников обозначенной возрастной категории к посильным и доступным видам труда; составить диагностический пакет методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной деятельности.
Основные направления деятельности: Развитие ключевых базовых компетентностей. Развитие образовательной среды школы. Поддержание комфортного психологического климата. Предоставление учащемуся возможности осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его потребностям, интересам и возможностям (выбор ИУП). Развитие интерактивных форм работы на основе ИКТ. Развитие форм и методов взаимодействия с учреждениями инновационной сети. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Прогнозируемые результаты проектной деятельности Создание инновационной модели образовательного учреждения как школы социального позиционирования и партнёрства. Социальное развитие личности ученика и учителя, формирование социальной компетентности и социального самоопределения личности. Готовность учеников к социальной жизни и решению проблем жизненного и профессионального самоопределения. Формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию. Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций. Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми. Основным результатом выполнения данного проекта является функционирование педагогической системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, ведущей к подготовке такого выпускника школы, который может сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.
Оценка эффективности реализации Проекта Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: повысить мотивацию молодежи к труду; оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии; обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Этапы работы над проектом Этапы Виды деятельности I этап подготовительный Создание комплекса условий для реализации проекта Сентябрь 2014 – февраль 2015 I. Работа с педколлективом по содержанию проекта. II. Создание материально-технической и нормативной базы. III. Информирование общественности. IV. Работа педагога-психолога по социализации детей. II этап основной Реализация проекта. Профориентационная социализация школьников. Организация работы творческой группы педагогических работников для участия в работе инновационной площадки Март 2015 – декабрь 2017 I. Дистанционно-информационный блок: формирование информационной культуры учащихся. II. Формирование специальных знаний, отношений, установок по профессиональной работе с учащимися среднего и старшего звена. III. Работа с родителями по профориентации. III этап аналитический Анализ инновационной деятельности по теме проекта. Подведение итогов. Мониторинг устойчивости результатов проекта после окончания его реализации. Декабрь 2017 – май 2018
Этапы работы над проектом Этапы Виды деятельности II этап основной Реализация проекта. Профориентационная социализация школьников. Организация работы творческой группы педагогических работников для участия в работе инновационной площадки I. Дистанционно- информационный блок: формирование информационной культуры учащихся. II. Формирование специальных знаний, отношений, установок по профессиональной работе с учащимися среднего и старшего звена. III. Работа с родителями по профориентации. Март 2015 – декабрь 2017
Социально- психологическая служба Диагностика уровня социальной адаптации Формирование информационной культуры учащихся Дистанционное взаимодействие семьи и школы
Этапы работы над проектом Этапы Виды деятельности III этап аналитический Анализ инновационной деятельности по теме проекта. Подведение итогов. Мониторинг устойчивости результатов проекта после окончания его реализации. Декабрь 2017 – май 2018
Критерии результативности профориентационной работы со школьниками: 1. Удовлетворенность учащихся и их родителей помощью школы в выборе профессионального пути. Социальная адаптация и успешность личности, правильно выбравшей учебное заведение, профессию. 2. Оценка результативности предлагаемых программ и методик работы. 3. Выявление уровня сформированности составляющих профессионального самоопределения. 4. Уровень соответствия профессионального выбора учащихся личностным особенностям и потребностям социально-экономической сферы. 5. Эффективность управления системой профориентационной деятельности.
Спасибо за внимание!