Урок русского языка в 5 классе МБОУ «Веретьинская сош» Учитель: Нелидкина Н.В
Гласные и согласные звуки. Тема урока:
Создать условия для обогащения устной речи учащихся через изучение образования звуков речи и способов отличия гласных от согласных. Цель урока:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской и творческой деятельности. Личностные задачи:
1)Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. 2)Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. 3)Умение строить логические рассуждения, умозаключения. Метапредметные задачи:
1) Расширение и систематизация научных знаний о языке в разделе «Фонетика». 2) Совершенствования различных видов речевой деятельности. Развивающие задачи:
Проверка домашнего задания. Тест (устно). 1)Лингвистика- это наука: а) о языке, б) о словах, в) о буквах, г) о текстах. Содержание и этапы урока:
2) Фонетика изучает: а) звуки, б) звуки речи, в) звуки живой природы, г) звуки неживой природы.
3) Специальной фонетической записью называется: а) фонетика, б) языкознание, в) транскрипция, г) графика.
3) Основной знак мягкости согласных в транскрипции: а) точка, б) многоточие, в) кавычки, г) запятая.
Стихотворение Бориса Заходера «Кувиканье». - Объясните, как вы понимаете смысл последний строфы? Согласны ли вы с поэтом? Как бы вы ответили на поставленные в стихотворении вопросы? Актуализация
Зачем они чирикают, То хрюкают, крякают, Мычат, рычат, мурлыкают, Кувикают и вякают, Пищат, щебечут, лают Свистят, трубят, ревут- И даже завывают? Пока они живут… Бебекают, мелькают, Все эти звуки с давних пор То ржут, то кукарекают, Им заменяют разговор. Жужжат, визжат, клекочут, Им? А по временам – и нам! Гогочут и стрекочут. Зачем? Б.Заходер. Зачем они воркуют, Кукуют и токуют, Питенькают, ворчат И по сучкам стучат? Кувиканье
-Возможно ли прочитать данную запись? а а е – о о о и, о о е е а у и к к р ч ь т г в р т с л в н р ч н ь к ж р ч т. Почему? ( А как речь-то говорит, словно реченька журчит). Доп. вопрос: откуда эти строки? Кто автор? ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…») Актуализация проблемы.
Задание: Охарактеризуйте согласные звуки (упр. 277 –см учебник) по плану: 1)Твердые-мягкие, парные-непарные. 2)Звонкие-глухие, парные- непарные. Работа в парах. (взаимопроверка)
1 группа – «Биологи» 2 группа – «Словесники» 3 группа – «Математики» Групповая работа.
Органы речи – это легкие, гортань, голосовые связки, полости носа и рта, язык, губы. Звуки речи образуются только при выдыхании. Выдох делается легкими. Струя воздуха из легких идет через гортань в полость рта или носа. В гортани находятся голосовые связки. Голосовые связки – это две мягкие складки, прикрепленные к стенкам гортани. Она могут натягиваться поперек гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прихода воздуха. Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки, и от этого получается звук. Голосовые связки работают при произнесении гласных и согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки не работают почти совсем. Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа. В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении гласных и согласных. Язык и губы – преграды на пути воздуха. Задание 1 группе. Составить текст об органах речи.
Задание 2 группе. Определите, какими звуками различаются слова каждой пары? Приведите свои примеры. Упр 271 – см учебник
1)Кушать варенье, а слушать говоренье. 2)Говори с другими поменьше, а с собою побольше. 3)Говоря про чужих, услышь и про своих. 4)Говорят наобум, а ты бери на ум. Задание 3 группе. Сосчитайте количество звонких согласных, глухих согласных; твердых и мягких согласных; гласных звуков – в данных высказываниях:
Анализ групповой работы. (слушаем ответы учащихся, оцениваем, анализируем) Игра «Музыканты» (для всех) Задание: пропеть на мотив любимой песни гласные звуки.
Поспорили между собой гласные и согласные звуки: кто важнее? -Конечно, мы важнее! – закричали гласные. – без нас никто и рта не раскроет! -Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. -Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится! -А вот и получится! Например, «м» -Разве только одно «м», больше нечего. И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. -Что верно, то верно. -Зато без нас, согласных ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что- нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами! -О е и а, - произнесли гласные и смущенно умолкли. -Вот видели! А если мы скажем ф н т к, так всякий догадается, что это фонетика. -Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А попробуйте произнести такие слова без нас: окно, елка, если. Согласные пробурчали в ответ что-то неразборчивое и умолкли. А как вы думаете, ребята, кто важнее и нужнее? Подведение итогов. Сказка.
-Сегодня я узнал… -Было интересно… -Было трудно… -Я понял, что… -Теперь я могу… -Я научился… -У меня получилось… -Я смог… Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются, выбирая начало фразы:
1)Подбери по одному слову на каждый звук речи; 2)Подбери по одному, два слова, в котором звук а обозначается буквой а, я, о; 3)Подбери по два слова, в которых буква г обозначает разные звуки (г, г`, к, х). (можно пользоваться словариком). Домашнее задание.
На уроке я работал(а) – активно, пассивно. Своей работой на уроке я – доволен, не доволен. Урок для меня показался – коротким, длинным. За урок я – устал, не устал. Материал урока мне был – понятен, не понятен, полезен, бесполезен, интересен, скучен. Д/з мне кажется - легким, трудным, интересным, неинтересным. Самооценка