Правописание существительных на –ия, –ие, –ий. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2 Урок 105. © ООО «Баласс», 2012.
Определяем проблему урока Прочитайте предложение. Учебники по истории, географии, литературе и математике мне понравились больше всего. Определите падеж и склонение имен существительных, называющих разные учебные предметы. Выделите окончания. Какое противоречие вы заметили? Сформулируйте основной вопрос урока. «Почему, в каких случаях нужно писать букву и (а не е – по правилу) в окончании существительного?» В дательном падеже существительные одного и того же склонения (1-го) имеют разные окончания – И и Е. Учебники по истории, географии, литературе и математике мне понравились больше всего. Какое написание соответствует правилу?
Открываем новые знания Прочитайте слова. математика литература информатика физика география история геометрия химия Сравните концовки слов в каждом столбике. Что вы заметили в словах второго столбика. география история геометрия химия
Продолжим наблюдения. Прочитайте слова. география история геометрия химия географиИ историИ геометриИ химиИ В каком падеже употреблены существительные второго столбика? Можно ли ответить на этот вопрос однозначно? Нет, это может быть форма родительного, дательного или предложного падежей. Сделайте вывод: в каких случаях окончание И пишется у существительных в Р., Д. и П.п.?
В родительном, дательном и предложном падежах имена существительные первого склонения на –ия имеют окончание –И. Рассмотрите таблицу (упражнение 428). Какие еще группы слов-исключений вы обнаружили? Имена существительные на -ий, -ие.
Разработайте алгоритм применения правила написания букв Е-И в безударных падежных окончаниях существительных. 1. Выясните, есть ли перед безударным падежным окончанием существительного буква И. 2. Определите склонение данного существительного и падеж. 3. Вместо данного существительного подставьте существительное того же склонения с ударным падежным окончанием. Вывод: на окнЕ – на небЕ Вывод: в окончании буква И в коллекциИ Проверьте себя нет да, есть
Подумайте, если вы не используете метод подстановки, каким должен быть 3-ий шаг? Проверьте себя 3. Определите склонение и падеж данного существительного. Сущ. 1-го скл., Р.п.; 3-го скл., Р., Д., П.п. Сущ. 1-го скл., П.п.; 2-го скл., П.п. Вывод: пиши – ИВывод: пиши – Е
Рефлексия Найдите «лишнее» слово. 1. В Венеции, в Болгарии, в Испании, в Египте. 2.Софья, Наталья, Юрий, Алексей. 1. В Египте (не на -ия). 2.Юрий. Проверьте себя