ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Скотникова Марина Михайловна МОУ СОШ 16, г. Тверь 2013 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
ФГОС В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ) ; 3) познавательный ; 4) коммуникативный.
Личностные УУД Во всех предметах
Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция Во всех предметах
Познавательные УУД Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем Особо в курсе «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» – во всех предметах
Коммуникативные УУД Планирование сотрудничества с учителем и учениками Постановка вопросов Решение конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Особо в курсе «Русского языка», «Литературного чтения», «Окружающего мира», «Технологии»
Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. Каким образом сформировать УУД у ребёнка? Игровые педагогические технологии.
П ЕРЕХОДНОЙ ФОРМОЙ ОТ ИГРЫ К УЧЁБЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР : Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.); Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД; Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД; Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД; Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД; Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.
В ИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР : игры – путешествия; игры – поручения; игры – предположения; игры – загадки; игры – беседы.
СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ : 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат ( подведение итогов).
Основные принципы использования игр на уроках: o во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся;
любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется; учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность ;
следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер; в процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся;
не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры- путешествия в страну чисел или страну знаний.
Дидактические игры кратковременны (10-15 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. По возможности надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
И ГРА МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНА НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ УРОКА ! В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми мета предметными УУД.
Т ЕМА : «П ИСЬМЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20». Н А ЭТОМ ЭТАПЕ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ИГРУ М АТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц. Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников, числа на карточках. Содержание игры: учитель делит класс на группы по 4 человека и проводит игру-соревнование. Дети распределяют между собой роли (после объяснения учителем правил игры) Первый ученик из первой группы иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же группы называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют учащиеся из других групп. Победит та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число. При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
работа в группе - коммуникатив ное действие распределение ролей и планирование своих действий - регулятивные действия решение проблемы – познавательные действия связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия
Назови соседей числа Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
планирование своих действий - регулятивные действия решение проблемы – познавательные действия связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия
При умелом сочетании игровой и учебной деятельности учитель на уроках достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.
Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !