МОУ СОШ 7 г. Комсомольск-на-Амуре Установочный муниципальный семинар по организации духовно- нравственного воспитания учащихся и преподавании курса «Основы религиозной культуры и светской этики» 7 октября 2014
Богоявленская Вера Александровна зам. директора по УВР МОУ СОШ 7 г. Комсомольск-на-Амуре «Виды и формы проведения промежуточных и итоговых зачетных работ в 4-ых классах по курсу ОРКСЭ. Проблема оценивания»
Курс ОРКСЭ - безотметочный. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Предмет ОРКСЭ расположен к нетрадиционным формам уроков: уроки-экскурсии; конкурсы и викторины; уроки – круглые столы; уроки – спектакли; уроки - праздники; уроки – выставки; уроки – презентации.
способность принимать ответственность способность уважать других умение сотрудничать умение участвовать в выработке общего решения способность разрешать конфликты способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Метод наблюдения Метод наблюдения позволяет фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков
Показатели листа наблюдения Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое). Понимание (фиксируется умение улавливать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное). Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях). Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты). Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое). Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий). Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы). Метазнания (фиксируется умение анализировать мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).
Лист наблюдений «Оценка работы в группе»
Лист самооценки урока [Тема урока или внеклассного мероприятия] 1. На уроке мне больше всего понравилось…________________________________________________________________________________ 2. На уроке мне не понравилось… ________________________________________________________________________________________ 3. Из урока мне запомнилось…_______________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Мне захотелось узнать больше о….___________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
В ходе проекта я... Всегда ИногдаНикогда Предлагал новые идеи и направления Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Осознавал ответственность за общее дело Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения Лист самооценки урока или группового мероприятия
Рабочий лист участника экскурсии Меня зовут_______________________________________________________ Я посетил ______________________________________________________ Я работал в группе с_______________________________________________ У меня хорошо получилось__________________________________________ Мне понравилось___________________________________________________ Мне не понравилось________________________________________________ Главные идеи экскурсии_____________________________________________ __________________________________________________________________ Я увидел__________________________________________________________ __________________________________________________________________ Я узнал___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Я услышал________________________________________________________ Меня удивило, что_________________________________________________ __________________________________________________________________ Мне нужно больше узнать о..________________________________________ Мои вопросы_____________________________________________________
Виды самостоятельных работ взаимные вопросы и задания групп; взаимообъяснение; составление словаря терминов и понятий
Примерные темы сочинений « Милосердные дела и героические поступки христиан». «Величественные храмы». «Прекрасные иконы». «Молитвы христиан» о себе и других. «Возможен ли подвиг в мирное время»? «Православные святыни». «Православные праздники». «За какие поступки можно простить человека?».
«Экскурсия в православный храм»
Кроссворд 1 б 1 будд 3 и 3 изм у д а 2 х 2 хр 4 и 4 христианство сс лм а м 1)Мировая религия, возникшая в далекой Индии 2) Учении о жизни и воскресении Иисуса Христа 3) Мировая религия, люди в которой 40 лет блуждали по пустыне, а вел их за собой Моисей 4) Мировая религия, основателем которой был пророк Мухаммед
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Примерные темы работ для презентаций «Как хрхристианство пришло на Русь?». «Русские святые воины». «Православные праздники». «Традиции мусульман» «Возможен ли подвиг в мирное время»? «Во что верят буддисты?». «Католичество». «Экскурсия в православный храм».
Все методы и формы обучения будут иметь результат, если будут соблюдены следующие принципы: принцип доступности; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения; принцип единства и оптимального сочетания общешкольных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Применение перечисленных видов самостоятельных и творческих работ в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний.
Критерии результатов усвоения курса Критерии Инструментарий Предметные результаты -тесты, - составление словарей терминов и понятий, - самостоятельная работа - защита проектов. Метапредметные результаты - творческие работы, - ролевые игры, - тесты. Личностные результаты - карта наблюдений, - портфолио.
Спасибо за внимание!