2006 год Программа элективного курса «Экономическое содержание в решении математических задач» Витова Алёна Витальевна, учитель высшей категории Первой университетской гимназии имени академика В.В.Сороки
Пояснительная записка. Элективный курс «Экономическое содержание в решении математических задач» рассчитан на учащихся 8 классов, желательно (но необязательно) изучающих экономику. Объединение математики и экономики в наше время не только не случайно, но и закономерно. Экономические понятия, постоянно встречающиеся в нашей жизни – кредит, проценты, хозрасчет, инфляция, спрос, себестоимость и другие – могут быть использованы при решении текстовых задач, предметно- текстовых или изобразительно-текстовых. Таким образом, на примерах и в задачах можно разъяснять смысл основных экономических понятий. Элективный курс «Экономическое содержание в решении математических задач» рассчитан на учащихся 8 классов, желательно (но необязательно) изучающих экономику. Объединение математики и экономики в наше время не только не случайно, но и закономерно. Экономические понятия, постоянно встречающиеся в нашей жизни – кредит, проценты, хозрасчет, инфляция, спрос, себестоимость и другие – могут быть использованы при решении текстовых задач, предметно- текстовых или изобразительно-текстовых. Таким образом, на примерах и в задачах можно разъяснять смысл основных экономических понятий.
Цель курса: показать учащимся, увлекающимся или интересующимся экономикой значимость математики в экономической сфере. показать учащимся, увлекающимся или интересующимся экономикой значимость математики в экономической сфере.
Задачи курса: - заинтересовать учащихся математикой через решение экономических задач, встречающихся в реальной жизни, в повседневности, тем самым повысить мотивацию обучения, - заинтересовать учащихся математикой через решение экономических задач, встречающихся в реальной жизни, в повседневности, тем самым повысить мотивацию обучения, - углубить знания учащихся в некоторых разделах математики (проценты, дроби, графики, неравенства), - углубить знания учащихся в некоторых разделах математики (проценты, дроби, графики, неравенства), - показать взаимосвязь и взаимопроникновение двух наук – математики и экономики, - показать взаимосвязь и взаимопроникновение двух наук – математики и экономики, - научить учащихся самостоятельно работать с текстовым материалом, со словарями, находить нужные определения, понятия, - научить учащихся самостоятельно работать с текстовым материалом, со словарями, находить нужные определения, понятия, - научить учащихся самостоятельно формулировать задачи. - научить учащихся самостоятельно формулировать задачи.
Время, на которое рассчитана программа. Учебные занятия разбиты на четыре блока. На каждый блок отводится 8 часов занятий. Из них 2 часа в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, во время которой происходит поиск материала для новых задач, составление таких задач, изучаются необходимые термины экономики. Еще 2 часа – на определение успешности усвоения материала, проверочные тесты, работы. Таким образом, получается 32 часа учебных занятий. Учебные занятия разбиты на четыре блока. На каждый блок отводится 8 часов занятий. Из них 2 часа в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, во время которой происходит поиск материала для новых задач, составление таких задач, изучаются необходимые термины экономики. Еще 2 часа – на определение успешности усвоения материала, проверочные тесты, работы. Таким образом, получается 32 часа учебных занятий.
Основные содержательные элементы курса. Все четыре блока курса различны, каждый из них связан с определенной темой математики. Все четыре блока курса различны, каждый из них связан с определенной темой математики. Проценты и кредиты Старинные задачи Себестоимость и прибыль Планирование производства
Первый блок – «Проценты и кредиты» содержит задачи о банковских кредитах, ссудах, займах. Решая задачи, учащиеся узнают, как рассчитывается процент по кредиту, чем годовой процент отличается от месячного процента, что такое сложный процент. В формулировки задач включены различные данные о крупнейших банках, годы их основания, места расположения, активы учредителей и прибыли. То есть ученик получает одновременно знания по экономике, по математике и общие знания. содержит задачи о банковских кредитах, ссудах, займах. Решая задачи, учащиеся узнают, как рассчитывается процент по кредиту, чем годовой процент отличается от месячного процента, что такое сложный процент. В формулировки задач включены различные данные о крупнейших банках, годы их основания, места расположения, активы учредителей и прибыли. То есть ученик получает одновременно знания по экономике, по математике и общие знания.
Второй блок – «Себестоимость и прибыль» содержит задания на построение графиков функций и умение их читать, использовать, тем самым происходит формирование функциональной культуры. С помощью графиков, рассматривая разные закономерности, учащиеся работают с такими понятиями, как цена, стоимость, себестоимость, прибыль. содержит задания на построение графиков функций и умение их читать, использовать, тем самым происходит формирование функциональной культуры. С помощью графиков, рассматривая разные закономерности, учащиеся работают с такими понятиями, как цена, стоимость, себестоимость, прибыль.
Третий блок – «Планирование производства» содержит задачи на нахождение максимального и минимального значения функции без использования производной. Задачи планирования производства, предлагаемые учащимся, содержат некоторые начальные данные, которые накладывают ограничения на решения. Для решения, используя начальные условия, необходимо составлять неравенства ограничения и решить их. Затем при наличии ограничений, находить оптимальное значение прибыли производства. содержит задачи на нахождение максимального и минимального значения функции без использования производной. Задачи планирования производства, предлагаемые учащимся, содержат некоторые начальные данные, которые накладывают ограничения на решения. Для решения, используя начальные условия, необходимо составлять неравенства ограничения и решить их. Затем при наличии ограничений, находить оптимальное значение прибыли производства.
Четвертый блок – «Старинные задачи» собраны задачи различных народов мира с экономическим содержанием, старые задачи, содержащие старорусские слова, старые названия денежных единиц. В основном эти задачи занимательного характера. собраны задачи различных народов мира с экономическим содержанием, старые задачи, содержащие старорусские слова, старые названия денежных единиц. В основном эти задачи занимательного характера.
Технологии обучения и принципы организации проведения курса. Во время занятий используется как индивидуальная, так и групповая работа. Основной технологией используемой в работе будет технология критического мышления, но наряду с ней будет использован и личностно-ориентированный подход (программа содержит различные по сути, содержанию, методам решения и темам задачи, что позволяет каждому из учащихся найти тот материал, который ему интересен), и технология деятельностного метода (организация деловых игр). Во время занятий используется как индивидуальная, так и групповая работа. Основной технологией используемой в работе будет технология критического мышления, но наряду с ней будет использован и личностно-ориентированный подход (программа содержит различные по сути, содержанию, методам решения и темам задачи, что позволяет каждому из учащихся найти тот материал, который ему интересен), и технология деятельностного метода (организация деловых игр).
Критерий оценки. Каждая тема заканчивается олимпиадой, в которой каждый набирает определенное количество баллов, баллы суммируют, и в конце всех занятий подводится общий итог. Таким образом, каждый может стать победителем. Каждая тема заканчивается олимпиадой, в которой каждый набирает определенное количество баллов, баллы суммируют, и в конце всех занятий подводится общий итог. Таким образом, каждый может стать победителем.
Наименование разделов и тем Всего часов Форма проведения «Проценты и кредиты» - проценты от числа - сложные проценты - начисление процентов - действия с дробями 6Лекция. Самостоятельная работа. Работа с текстом «Себестоимость и прибыль» - график прямой пропорциональности - график обратной пропорциональности - точки пересечения графиков - возрастание и убывание функции 6Лекция. Групповая работа. Самостоятельная работа. Семинар «Планирование производства» - постановка общей задачи - определение начальных условий - линейные неравенства - решения неравенств - нахождения ограничений - нахождение максимального значения функции 6 Семинар решения задач. Индивидуальная работа. Деловая игра «Старинные задачи» - задачи, содержащие экономические понятия - задачи на перевод чисел из одной системы исчисления в другую - старорусские денежные единицы 6Лекция. Самостоятельная работа. Семинар Проверка уровня знаний учащихся после каждой темы 8Олимпиада
Литература. «Экономика на уроках математики», Москва, Школа-пресс, 1999 «Экономика на уроках математики», Москва, Школа-пресс, 1999 А.С.Симонов, «Математические модели экономики в школьном курсе математики», Москва, 2000 А.С.Симонов, «Математические модели экономики в школьном курсе математики», Москва, 2000 Программа по математике для классов с гуманитарным уклоном. Новая модель школы. Диалектика и экономика., Москва, Авангард, 1992 Программа по математике для классов с гуманитарным уклоном. Новая модель школы. Диалектика и экономика., Москва, Авангард, 1992 «О математических моделях экономики в школьном курсе математики», Математика в школе, 5, 1997 «О математических моделях экономики в школьном курсе математики», Математика в школе, 5, 1997 «Экономические задачи на уроках математики», учебно-методическое приложение «Первое сентября», 4, 5, 1997 «Экономические задачи на уроках математики», учебно-методическое приложение «Первое сентября», 4, 5, 1997 «Сложные проценты», математика в школе, 5, 1998 «Сложные проценты», математика в школе, 5, 1998 О.И.Меньшикова, «Экономика детям, большим и маленьким», Москва, «Просвещение», 1994 О.И.Меньшикова, «Экономика детям, большим и маленьким», Москва, «Просвещение», 1994 О.И.Перькова, Л.И.Сазонова «Математика и экономика», учебное пособие для учащихся 7-9 классов, Псков, 1997 О.И.Перькова, Л.И.Сазонова «Математика и экономика», учебное пособие для учащихся 7-9 классов, Псков, 1997