Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из Хорезма Абдулла Мухаммед бен Муса аль- Хорезми создал книгу по математике. В которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово «алгоритм» возникло в Европе после перевода на латынь книги этого среднеазиатского математика, в которой его имя писалось как «Алгоритмами». Научное определение понятия алгоритма дал А. Черч в 1930 году. Позже и другие математики вносили свои уточнения в это определение.
Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (план действий) для решения задачи.
что такое алгоритм и для чего он нужен; прежде чем поручить компьютеру выполнение определенной работы, следует составить план действий – алгоритм. в алгоритме предусмотреть порядок ввода и преобразования исходных данных, а так же очередность и форму вывода результата.
АЛГОРИТМ Дискретность ДетерминированностьКонечность МассовостьРезультативность
Это свойство указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке
Это свойство требует, чтобы в алгоритме не было ошибок.
Свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.
Определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.
Указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае.
Работа с учебником Учебник Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень 10 класс: с. 191, блок-схемы алгоритмов.
Решение задач Задача. "Покупка в магазине" Человек делает в магазине покупки. Определите сколько денег у него останется после покупки в магазине перчаток стоимостьью А руб., портфеля стоимостьью B руб. и галстука стоимостьью D руб. Все исходные данные задаются с клавиатуры.
1 этап: постановка задачи Исходные данные. a - стоимостьь перчаток; b - стоимостьь портфеля; d - стоимость галстука; dengi - количество денег у человека. Все эти переменные будут вещественного типа. Результат. ostatok - количество денег, которое останется у человек (вещественный тип).
2 этап: построение математической модели ostatok = dengi - a - b - d
3 этап: алгоритмизация
4 этап: написание программы Program pokupka; Uses crt; Var a, b, d, den: real; ostatok: real; begin clrscr; write ('введите стоимостьь перчаток, портфеля и галстука '); readln (a, b, d); write ('введите количество имеющихся у вас денег '); readln (den); oststok := den - a - b - c; writeln ('после покупки у вас останется ', ostatok:5:2, 'руб. '); readln; end.
Информация о домашнем задании §4.1.1, составить блох-схему перехода дороги.