Метапредметный подход в обучении Селиванова О.Г., доцент кафедры педагогики ВятГГУ, кандидат педагогических наук
Концепция ФГОС Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
Наш подход заключается в следующем: Метапредметность – это новый дидактический принцип современного образовательного процесса, суть которого заключается в формировании у школьника «образа мира». Образ мира – это созданная учеником как субъектом система собственных представлений об объектах на основе имеющихся знаний.
Компонентами метапредметности являются: 1.Метазнания: «Фундаментальные образовательные объекты служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их нельзя пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к проблемам, называемым вечными» (А.В. Хуторской)
Компонентами метапредметности являются: 2. Метаумения: от ОУУН к УУД Можно научить ребенка читать, но станет ли он от этого читателем? Можно научить его находить и исправлять свои ошибки, но станет ли он рассматривать их как источник информации о недостатках своей работы? Учитель каждый день ставит отметки, но формируется ли у ребенка потребность в собственной оценке своего труда?
Компонентами метапредметности являются: 3. Ценности и смыслы: от значения к самоопределению Под личностными результатами понимаются мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации.
Внутрипредметный уровень метапредметности Методики обучения: - урок с внутри предметными связями; - урок с метапонятием; - урок формирования универсальных учебных действий; - урок-мета проблема; - урок-рефлексия
Межпредметный уровень метапредметности Методики обучения: -Урок с межпредметными связями; -Интегрированный урок (содержательная и деятельностная интеграция); -Бинарный урок; -Смыслообразующий урок; -Межпредметные проекты и исследования
Надпредметный уровень Методики обучения: -Урок-мета проблема; -Метапредметный урок; -Метапредмет
Спасибо за внимание! Успехов в достижении поставленных целей!