ТЕМА: « СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ И НОРМЫ» «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего» М. Горький «Ты рожден человеком, но человеком надо стать» В.Сухомлинский. «Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего» Демокрит.
Основные понятия: социальный контроль, самоконтроль, внешний контроль. Основные термины: социализация, нормы, санкции, девиант, девиантное поведение, делинквентное поведение
ВСПОМНИМ: установите соответствие между понятиями и определениями. Определения 1)Р асположение социальных слоев (групп) сверху вниз в зависимости от уровня доходов, образования, престижа, объёма власти. 2) Определённая позиция индивида в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. 3)Манера или способ поведения человека, связанные с его социальным статусом. Определения 1)Р асположение социальных слоев (групп) сверху вниз в зависимости от уровня доходов, образования, престижа, объёма власти. 2) Определённая позиция индивида в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. 3)Манера или способ поведения человека, связанные с его социальным статусом. Понятия А)Социальны й статус. Б)Социальна я стратификация. В)Социальна я роль. Понятия А)Социальны й статус. Б)Социальна я стратификация. В)Социальна я роль.
ВСПОМНИМ: установите соответствие между понятиями и определениями. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4) Совокупность перемещений людей из группы в группу, связанная с изменением социального статуса. 5) Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4) Совокупность перемещений людей из группы в группу, связанная с изменением социального статуса. 5) Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. ПОНЯТИЯ Г) СЕМЬЯ. Д) СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ПОНЯТИЯ Г) СЕМЬЯ. Д) СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
ЗАМЕНИТЕ ВЫДЕЛЕННЫЙ ЦВЕТОМ ФРАГМЕНТ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИМ ТЕРМИНОМ. «НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ, КОТОРОЕ ОН ЗАНИМАЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, ПРОИСХОЖДЕНИЕМ, ПРОФЕССИЕЙ, СЕМЕЙНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ.» ЗАМЕНИТЕ ВЫДЕЛЕННЫЙ ЦВЕТОМ ФРАГМЕНТ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИМ ТЕРМИНОМ. «НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ, КОТОРОЕ ОН ЗАНИМАЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, ПРОИСХОЖДЕНИЕМ, ПРОФЕССИЕЙ, СЕМЕЙНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ.»
Для обозначения человека как представителя рода человеческого учёные используют термин индивид. Совокупность черт, отличающих человек от всех других, определяется понятием индивидуальность. При этом учитываются биологические и социальные его характеристики. Понятием личность определяют систему социально значимых характеристик человека, как члена общества. Решающее значение имеет здесь социали- зация как продолжающийся на протяжении жизни процесс усвоения культурных норм и социальных ролей. Для ребенка до лет решающим является мнение родителей; подростку необходимо мнение группы сверстников.
Ниже приведены имена людей, известных тем,что они су-мели подняться на вершину социальной лестницы с относительно низких стартовых позиций. Определите, какими каналами социальной мобильности они воспользовались? А) Н.МИНОВ (ПАТРИАРХ НИКОН); Б) М.В.ЛОМОНОСОВ; В) СОФИЯ ФРЕДЕРИКА АВГУСТА АНГАЛЬТ-ЦЕРБСТСКАЯ (ЕКАТЕРИНА 2); Г) Г.К.ЖУКОВ; Д) Р.А.АБРАМОВИЧ. 1)Собственност ь; 2) семья; 3)церковь; 4)образование; 5)армия. 1)Собственност ь; 2) семья; 3)церковь; 4)образование; 5)армия.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОСОБЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖАНИЯ ОБЩЕСТ-ВЕННОГО ПОРЯДКА И ВКЛЮЧАЕТ ДВА ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТА-НОРМЫ И САНКЦИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ-ЭТО ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ. ПРИЗНАКИ -не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; -возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; -направлены на регулирование общественных отношений; -возникают в процессе исторического развития; -их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.ПРИЗНАКИ -не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; -возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; -направлены на регулирование общественных отношений; -возникают в процессе исторического развития; -их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.РАЗЛИЧИЯ -регулируют разные сферы отношений; -адресованы разным людям; -по-разному создаются и доводятся до людей; -применяются разные меры принуждения для их ис- заполнения.РАЗЛИЧИЯ -регулируют разные сферы отношений; -адресованы разным людям; -по-разному создаются и доводятся до людей; -применяются разные меры принуждения для их ис- заполнения.
САНКЦИИ-СРЕДСТВА ПООЩРЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЛЮДЕЙ СОБЛЮДАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.
ДЕВИАНТНОЕ(ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ- НЕСООТВЕТСТВИЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ НОРМЕ ИЛИ НАБОРУ НОРМ, ПОВЕДЕНИЕ, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ НЕОДОБРЕНИЕ ОБЩЕСТВА. ПРЕСТУПНОСТЬ ПЬЯНСТВО САМОУБИЙСТВО ПРЕСТУПНОСТЬ ПЬЯНСТВО САМОУБИЙСТВО ПРОСТИТУЦИЯ НАРКОМАНИЯ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ ПРОСТИТУЦИЯ НАРКОМАНИЯ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
Игра «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления. Правила игры: Дается одно слово –существительное, которое пишется на первой строчке. На второй строчке нужно написать два прилагательных, которые характеризуют данное слово. На третьей –три глагола. На четвертой – четыре слова: пословицу, поговорку которая будет отражать характер данного слова. На пятой напишем одно слово на основе собственного взгляда. Например: 1. общество 2.многофункциональное, сложное 3.развивает, создает, радует 4. нельзя быть свободным от общества. 5. Коллектив ( КОНТРОЛЬ,ПОВЕДЕНИЕ, СОВЕСТЬ, ЦЕННОСТИ)
В обществе социальные нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют соци- альной интеграции,т.е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразным эталоном поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением. В- четвертых, обеспечивают стабильность общества. По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нару- шение подобных норм влечет за собой применение серьёзных санкций, напри- мер уголовных и административных.