Программа конференции «Индивидуализация образования в старшей школе: опыт, проблемы, перспективы» 11-13 декабря 2013 года КРУГЛЫЙ СТОЛ Специфика образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профильное обучение в современной школе: инновационные практики О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 6 ноября 2015 г
Advertisements

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Направления переработки УМК ориентированы в соответствии с требованиями к результатам обучения, заявленным ФГОС Увеличение.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - государственный гарант прав граждан на образование нового качества Василевская.
Стратегические направления повышения качества образования в Пермском крае Новикова Ольга Николаевна, и.о.начальника отдела развития регионального образования.
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ» Горбунова Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического.
Школа для старшеклассников как инновационная образовательная технология Новикова Ольга Николаевна, и.о. начальника отдела развития образовательных систем.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Отчёт о проведении курсовой подготовки в рамках ФСП МАОУ «СОШ 3» НОЦ г.Лысьва Сроки проведения: – г.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Создание инновационно-образовательной модели внеурочной деятельности в гимназии в рамках апробации ФГОСНОО МОБУ гимназия 2 имени А.П. Чехова.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 25 1 Маркова Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
ТЕМА: «Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников как интегрального средства обеспечения современного качества.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Возможности социальных практик дополнительного образования в реализации ФГОС Герцик Юлия, директор КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников»
Транксрипт:

Программа конференции «Индивидуализация образования в старшей школе: опыт, проблемы, перспективы» декабря 2013 года КРУГЛЫЙ СТОЛ Специфика образовательного процесса при обучении старшеклассников по ИОТ (специфика форм и методов организации, преподавания, содержания образования, взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, специфика видов образовательной деятельности)

КАКАЯ модель образовательного процесса в старшей школе необходима Сегодня и завтра

ЭПИГРАФЫ 1. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов». (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке) 2. «Старшая школа – не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования» (И.И. Калина)

контексты ФГОС СОО ЗАКОН РФ «Об образовании в РФ» от ФЗ Мировые стандарты и тенденции развития образования

ФГОС - ответ на вызовы времени Не догонять, а работать на опережение на основе прогноза Выпускнику - компетенции XXI века – инновационное поведение установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия

Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объемами информации Коммуникативные компетенции Креативность Способность к самообразованию Школа 2020 Умение работать с большими объемами информации Коммуникативные компетенции Креативность Способность к самообразованию Будущее ФГОС глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация

Новое содержание образования организация образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода формирование социокультурной образовательной среды школы обеспечение формирования универсальных учебных действий введение интегрированных предметов (мета предметов) непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний обеспечение индивидуализации процесса обучения Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействии науки и технологий

Новое содержание образования ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНВЕРГЕНЦИЯ ЗНАНИЙ

273-ФЗ ПРИОРИТЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Ст.34. 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, Индивидуализация Сетевое образование Открытое образование

Мировые тенденции Выводы по исследованиям PISA Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях = системно-деятельностный (компетентностный подход) По читательской, математической, естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования

Технологии открытого (сетевого) образования Возможности сетевого образования: образовательные сообщества становятся основным элементом образования на протяжении всей жизни обмен опытом участников образовательных сетей способствует их взаимному развитию образовательные возможности старших школьников приближаются к образовательным возможностям взрослых лучший образовательный опыт общедоступен – выравнивание образовательного пространства от поддержки отдельных талантов к формированию креативного потенциала города, региона, страны 11

Технологии открытого (сетевого) образования Ключевые компетенции участников сетевого интеллектуального сообщества: умение определять свою роль в команде (лидера, модератора, участника, фасилитатора) умение подбирать под конкретную задачу конфигурацию интеллектуальной сети и состав участников умение принимать разнообразие точек зрения, преодолевать групповые, в т.ч. межкультурные различия способность оценивать и принимать коллективный опыт, прогнозировать развитие событий и явлений, опираясь на опыт участников интеллектуальной сети умение презентовать свои результаты 12

СЕГОДНЯ Модель индивидуализации образования была экспериментально апробирована в НОЦ – Школах для старшеклассников Пермского края в течении 5-х лет (с 2008 по 2013 г.г.). В результате апробации модели были выделены дополнительные к существующим в традиционно организованном образовательном процессе (и финансирующимся из действующего подушевого норматива) виды образовательной деятельности и условия образовательного процесса, специфические для данной модели образования:

Обучение по ИОТ (ИОП, ИУП), в том числе увеличение доли самостоятельной образовательной деятельности через работу с открытыми образовательными ресурсами Образовательная логистика ( группы сменного состава, нелинейное расписание) Инновационные образовательные практики (исследовательская деятельность, моделирование, конструирование, социальные проекты и практики, учебные проекты и практики, профессиональные практики и пробы)

Вариативность внеурочной деятельности, появление большого количества временных творческих коллективов, детско-взрослых сообществ, клубного пространства. Актуализация процессов адаптации, профессионального и личностного самоопределения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБАЗОВАНИЕ СЕКЦИИ, КРУЖКИ, КЛУБЫ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождение СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СОУПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРЕДМЕТЫ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ ПРЕДМЕТЫ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДМЕТНО- ПОТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕЛИНЕЙНОЕ РАСПИСАНИЕ НЕАКАДЕМИЧЕСКИ Е ПРЕДМЕТЫ НАСЫЩЕННАЯ СОВРЕМЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Специфические Социально-образовательные результаты Способности (и навыки) самоопределения, формирования и реализации жизненной и образовательной траектории; Способность и готовность делать осознанный выбор, принимать и реализовывать ответственные решения; Адекватная профильная и профессиональная ориентация; Самоорганизация; Умение, способность и готовность работать в команде; Уверенное использование средств ИКТ для решения деятельностных задач; Умение действовать в проблемных ситуациях, в условиях неопределенности и недостатка информации; Социально-экономическая мобильность; Готовность к инновационной деятельности. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Количественные критерии индивидуализации индивидуализации

ЗАВТРА ШКОЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ – ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТАРШЕКЛАССНИКА У – учитель Т – тьютор СП – социальный продюсер

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Базовая институциональная форма: (школа КУС) индивидуальная образовательная программа Ролевая матрица: (учитель – ученик) тьютор/коуч/фасилитатор/социальный продюсер – учащийся с ИОП Базовый процесс: (учение) образовательная рефлексия Базовый объект: (основы наук) способы мышления и деятельности (способности) учащегося

Модель образовательного процесса старшеклассника 1. Открытая образовательная среда 2. Свободный выбор образовательных программ и ресурсов 3. Образовательная рефлексия 4. Образовательные результаты