«Теоретические основы социально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Подготовила : Воспитатель: Алиева М.Н г.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения.
Этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания: 1 этап- формирование социальных эмоции и нравственных чувств 2 этап-накопление знаний в убеждения и формирование нравственных представлений 3 этап- переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций 4 этап-претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным
Социально- нравственного воспитание формирует: нравствен ное сознание Социальные эмоции, нравственные чувства и отношения Нравственные качества и активность их проявления в деятельности и поступках Доброжела тельные взаимоотношения Воспитание полезных навыков и привычек поведения
Микросреда МезосредаМакросреда Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст Я Мама, папа Члены семьи Дом Соседи Двор + Группа Детский сад Кружки Улица Район + Город Регион Климат Страна Традиции Культура + Символика страны Народы мира Мировая культура Планета Космос Средства социально- нравственного воспитания (разработанных С.А. Козловой)
Методы социально- нравственного воспитания Классификация В.И.Логиновой Классификация Б.Т. Лихачева
методы стимулирования чувств и отношений(пример взрослых поощрений,наказание, требование); формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью); формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушения, этические беседы). Классификация В.И.Логиновой
методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций); воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку); организация и самоорганизация воспитательного коллектива в перспективе(игра, соревнование, единые требования). Классификация Б.Т.Лихачева
Результаты нравственного воспитания: 1)Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, его поведенческими установками, принципами и традициями. 2)Социально-нравственная культура – включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения. 3)Социально-нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам. 4)Социально-нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.
«Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно – то,что впоследствии вы сочтете злом.» ( Э.Хемингуэй)