Психолого - педагогический семинар « Становление гражданственности личности школьника средствами краеведения » Психолого - педагогический семинар « Становление гражданственности личности школьника средствами краеведения »
Занятие 1 Гражданственность личности : сущность понятия План занятия Гражданственность личности как субъектное образование. Гражданственность личности как субъектное образование. Возрастные особенности становления гражданственности личности. Возрастные особенности становления гражданственности личности. Соотношение понятий « гражданственность » и « патриотизм ». Соотношение понятий « гражданственность » и « патриотизм ». Кейс - технологии в гражданском воспитании. Кейс - технологии в гражданском воспитании.
Кейс - технологии в гражданском воспитании Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда. Китайская пословица
Ч то такое кейс - технология Название технологии произошло от casus ( лат ) – запутанный необычный случай ; или от case ( англ ) – портфель, чемоданчик. Этимология отражает суть технологии. Педагог предлагает пакет документов ( кейс ), при помощи которых либо выявляется проблема и пути её решения, либо вырабатываются варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Отличия от традиционных технологий Если традиционные педагогические методы ориентированы на знакомство с фактами, то кейс - технология – на научение чему - либо, т. е. на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации.
Назначение Кейс - технологии применяются в случаях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос. К кейс - технологиям относятся : К кейс - технологиям относятся : метод инцидента ; метод инцидента ; метод разбора деловой корреспонденции ; метод разбора деловой корреспонденции ; метод ситуационного анализа. метод ситуационного анализа.
Преимущества кейс - технологии Не овладение готовым знанием, а поиск и обретение его Накапливается жизненно важный опыт решения проблем Развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений Формируется умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение Гибкость, вариативность технологии
Особенности технологии Ставится проблема, не имеющая однозначного и очевидного решения Подбирается и раздается соответствующий материал Поясняются цели и критерии оценки работы ( право подбора информации принадлежит педагогу, он может прогнозировать ход обсуждения проблемы и варианты предлагаемых решений ) Нет необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата Способствует развитию умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.
Значение Способствует развитию активности личности, формированию познавательных интересов, креативных способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Содержание кейса Актуальный, вызывающий интерес материал, имеющий контекст, дающий тему для размышления ). Шаги создания кейса : 1. Определение темы и вопросов исследования. 2. Выбор объекта исследования « конкретной ситуации » 3. Определение контекста 4. Планирование кейс - исследования, проведение сбора материала и анализа материала. 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации. 6. Описание и редактирование кейса. 7. Формирование вопросов для дальнейшего обсуждения ситуации.
литература Пажитнева Е. В. Кейс - технологии для развития одарённости // Химия в школе.– 2008 – Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. – М.: Народное образование, – 256 с.
Занятие 2 Психологические особенности гражданского воспитания личности на современном этапе. Эволюция гражданского воспитания в России. Эволюция гражданского воспитания в России. Специфика гражданского воспитания в современных условиях. Специфика гражданского воспитания в современных условиях. Ведущие педагогические условия эффективного гражданского воспитания личности. Ведущие педагогические условия эффективного гражданского воспитания личности. Тренинг « Необычные дары » как интерактивная форма гражданского воспитания. Тренинг « Необычные дары » как интерактивная форма гражданского воспитания.
Литература : Патриотическое воспитание граждан РФ на годы : Федеральная целевая программа. Патриотическое воспитание граждан РФ на годы : Федеральная целевая программа. Политическая энциклопедия : В 2 тт. М : Мысль, Политическая энциклопедия : В 2 тт. М : Мысль, Российская педагогическая энциклопедия, т.1, Российская педагогическая энциклопедия, т.1, Руссу И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. / Под ред. Марьенко И. С., Кишинев, С. Руссу И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. / Под ред. Марьенко И. С., Кишинев, С. Савотина Н. А. Гражданское воспитание : традиции и современные требования // Педагогика С Савотина Н. А. Гражданское воспитание : традиции и современные требования // Педагогика С
Почта