«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно Акимова Галина Михайловна
Цель проекта Разработать и реализовать модель/систему/программу формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Задачи Осуществить объективную оценку уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования посредством организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Создать систему деятельности педагогов по реализации проекта в образовательном учреждении. Конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ.
Определение понятия «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: 1.личностный; 2.регулятивный; 3.познавательный; 4.коммуникативный.
1. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.
2. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.
3. Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают общеучебные действия; логические действия; действия по постановке и решению проблемы.
4. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.
личностные на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии; проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни); задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»
регулятивные составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом; составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания; задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»; контрольные задания, в том числе тестового характера
познавательные формулировка познавательной задачи самими учащимися; организация проектной деятельности учащихся; подготовка устного и письменного речевого высказывания; формулирование проблемы (главной идеи) текста; извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста; преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов; составление таблиц, схем-моделей;
коммуникативные организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы) - свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности - возможность свободного самоопределения и самореализации ученика
В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Список литературы: 1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. М.: Просвещение, с. 2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, с.: ил. 3. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов [и др.] М.: Просвещение, с.