Школьное лесничество «РАДУГА» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «4 Всероссийский заочный смотр –конкурс школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество» Номинация: Просветительская деятельность Мамонова Татьяна Петровна - руководитель школьного лесничества «Радуга» кп. Пойковский, ХМАО-Югра
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей Команда школьного лесничества «Радуга» и губернатор ХМАО Югры Наталья Владимировна Комарова на окружном слете школьных лесничеств
Хотят жить в здоровой окружающей среде! За то, чтобы на Земле зеленели леса !
Проблема: Профессия лесничего и эколога трудная, требует значительных физических нагрузок У подростков множество нереализованных творческих и творческих и интеллектуальных интеллектуальных способностей способностей в различных областях Работа по охране природы трудоёмка и малопривлекательна для подростков Лес-«зелёные лёгкие» планеты, климатообразующий фактор, лесные почвы фильтруют воду, это источник сырья и продовольствия Каждому необходима экологическая культура посещения леса, правильная стратегия природопользования в лесу, так как каждый житель России посещает лес
ГИПОТЕЗА ЕСЛИ интегрировать знания по лесоведению, лесоводству и охране природы в экологическую деятельность через выполнение практических и творческих заданий, позволяющих в первое время занятий в школьном лесничестве проявить свой талант, испытать учебный успех, проявить себя с лучшей стороны перед сверстниками, ТО у подростка появится интерес к работе в школьном лесничестве, он осознанно сможет выбрать профессию лесничего или эколога, а выбравший любую другую профессию приобретет экологически ориентированное поведение, станет заботливо относиться к лесу и его обитателям.
Цель программы: приобретение учащимся функционального навыка экологической деятельности в школьном лесничестве как универсального способа освоения действительности Сберегите лес от пожара! Погасите костёр !
Задачи: Образовательная задача - в активизации мыслительной деятельности учащихся для получения углубленных знаний по экологии и лесоведению, получение межпредметных знаний в ходе проведения исследований в окружающей среде, социального проектирования по решению экологических проблем, овладении формами и методами экологической работы в природе и эколого- просветительской работы с населением. Воспитательная задача - в формировании самостоятельности и ответственности, чувства значимости работы по сохранению лесных богатств родного края, умения планировать и организовывать свою деятельность, понимания роли человека в жизни Югры, России и всей Земли, приобщении учащихся к ценностям и традициям Югорского края, к профессии лесничего. Развивающая задача - в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей через решение и составление различных форм головоломок по экологии и лесоведению; написание экологических фантастических рассказов и сказок; театрализацию; участие в интерактивных играх; через социальное проектирование, исследовательскую деятельность; практическую работу в лесу; проведение экологических акций, работу с социумом; развитие умений в использовании компьютерных технологий. Задача по сохранению здоровья - в организации учебной работы учащихся так, чтобы каждый работал в удобном для него индивидуальном темпе, выполнял посильную для себя работу, имел возможность на каждом занятии испытать учебный успех, в обеспечении техники безопасности при проведении исследований и практических занятий в лесу; в предоставлении возможности укрепить здоровье и научиться заботиться своей среде обитания.
подростки, ранее не увлекающиеся решением экологических проблем, проблемой сохранения лесов Югры, знакомятся с целым спектром форм экологической работы за короткое время, что обеспечивается за счет конструктивной организации учебно- воспитательного процесса. Высоковариативный аппарат контроля позволяет достоверно оценить приобретаемую юными лесничими экологическую культурную компетенцию и начальные знания и умения по лесоведению и лесоводству. Разработана диагностическая карта отслеживания динамики активности деятельности учащихся в школьном лесничестве. Новизна программы:
Музей природы - создан первыми воспитанниками школьного лесничества; - новички создают и презентуют свой текст экскурсии или новый объект экспозиции, - впервые проводится интернет-конкурс «Виртуальный музей «Чудо природы» Музей природы - создан первыми воспитанниками школьного лесничества; - новички создают и презентуют свой текст экскурсии или новый объект экспозиции, - впервые проводится интернет-конкурс «Виртуальный музей «Чудо природы» Наш лесничий Фёдор Юрьевич Барко
Правила ведения доклада Работа с Интернет-ресурсами Исследовательская конференция Постановка эксперимента Работа с определителями Исследовательская деятельность в окружающей среде Учебно-опытная работа в школьной теплице -создано научное общество экологов- лесничих; -создан сборник щадящих методик исследований в окружающей среде; -высокая результативность исследовательских проектов (8 всероссийских, 10 окружных побед, Грант Губернатора Югры по программе «Основы исследовательской деятельности» ) Работа с портативными лабораториями «Архимед» и «Кристмас+»
Социальное проектирование по результатам исследовательских проектов Реализация социального проекта «Создадим кедровый сад вместе!» Реализация социального проекта по восстановлению школьной теплицы (Грант губернатора Югры) Реализация социального проекта «Театр Экокуклы» (Грант губернатора Югры) Реализация социального проекта «Студия «Экомультфильм» - вторую жизнь пластиковой бутылке»
С 2010 года реализуем проект «Создадим кедровый сад вместе!» Посадка кедров в Дни древонасаждений
Практическая работа по уходу за лесом в Нефтеюганском районном лесничестве
Эколого-просветительская работа с населением: кукольный театр из вторичного сырья «Экокуклы, студия «Экомультфильм», сборники фантастических экологических рассказов и сказок, увлекательные «лесные» кроссворды, ребусы, головоломки; экологические плакаты, календари, экологические акции. Мы стали призерами окружного конкурса на лучшую природоохранную и эколого-просветительскую деятельность. Экологические плакаты Кроссворды, ребусы, головоломки сборники фантастических экологических рассказов и сказок Сертификаты финалистов Международного детского конкурса «Сказки красивого сердца» в номинации «Экологическая сказка»
Кукольный театр из вторичного сырья «Экокуклы» - обладатель Гранта Губернатора Югры Цель: Организация экологического кукольного театра с использованием в качестве материальных ресурсов вторичного сырья и макулатуры, в качестве материальных ресурсов вторичного сырья и макулатуры, собранных при добровольном участии семей школьников
Студия «ЭКОМУЛЬТФИЛЬМ» - Студия «ЭКОМУЛЬТФИЛЬМ» - Цель: Эколого-просветительская деятельность по охране окружающей среды, утилизации и вторичному использованию пластиковых бытовых отходов через комплексную программу вторичного использования пластиковых бутылок при добровольном участии семей школьников Кадры из мультфильма «Вторую жизнь пластиковой бутылке» CDryMwN_0Ik Пункт приема пластиковых бутылок Съёмка мультфильма В мастерской студии «Экомультфильм» идёт работа…
Школьная теплица «Радуга» - исследовательская лаборатория В Пойковской школе 4 работает школьная теплица, которая восстановлена, благодаря победе в конкурсе социальных инициатив молодёжной экологической организации и школьного лесничества «Радуга» Школьная теплица «Радуга» - исследовательская лаборатория В Пойковской школе 4 работает школьная теплица, которая восстановлена, благодаря победе в конкурсе социальных инициатив молодёжной экологической организации и школьного лесничества «Радуга»
Экологическая тропа школьного лесничества «Радуга» Экологическая тропа школьного лесничества «Радуга» пгт. Пойковский Лемпинское участковое лесничество ТО - Нефтеюганское лесничество Добровольная пожарная дружина на тушении лесного пожара. Среди добровольцев родители юных лесничих. Остановка «Исследовательская» Метод пробных площадок Остановка «Поляна загадок» Остановка «Костер дружбы» Остановка «Тропою таёжных трав»
Изучение опыта традиционного землепользования коренных малочисленных народов Севера Цель: Изучение опыта выживания в экстремальных условиях и национальных экологических традиций народов Севера Экскурсия в музей под открытым небом «Торум Маа» в Ханты-Мансийске, изучение традиционной культуры ханты и манси Общение с носителями национальной культуры ханты в посёлке Лемпино Нефтеюганского района
Международный молодёжный экологический форум – популяризация движения школьных лесничеств в России и в мире! Лидер ШЛ «Радуга» Екатерина Шагина сопровождает губернатора ХМАО- Югры Наталью Владимировну Комарову на открытии акции «Спасти и сохранить» Наши победители на Международном молодёжном экологическом форуме в Ханты-Мансийске. Июнь, 2012 Школьное лесничество «Радуга» на Международном экологическом форуме в Канаде (штат Юкон, Уайтхорс, август -2012) Школьное лесничество «Радуга»- победители и призёры на форуме молодёжных экологических движений России - сентябрь, 2012 Лидер ШЛ «Радуга» Екатерина Мустафина – призёр Всероссийского детского экологического Форума «Живи, Земля!» Владивосток, 2012
Экологическая акция «Маленький принц» (съемка видеороликов – отчет о работе, агитация «Сделай как я» Экологическая акция «Маленький принц» (съемка видеороликов – отчет о работе, агитация «Сделай как я» Там, где мусорят туристы, Будет чисто-чисто-чисто! Раз, два! Засучите рукава.
Ответственный за работу с учащимися младших классов «Советники » Классные руководители Учитель по информационным технологиям педагог- организатор «Подрост» Ответственный за работу с семьями Ответственный за деятельность на школьной экологической тропе Ответственный за Работу театра «Экокуклы» Ответственный за эколого- просветительскую работу Ответственный за работу студии «Экомультфильм» Ответственный за работу технического центра и видеосъемки Ответственный за работу пресс- центра и взаимодействие со СМИ Специалист Лемпинского участкового лесничества Ответственный за создание методических сборников Ответственный за работу музея природы Руководитель МЭО и ШЛ «Радуга» Ответственный за исследовательскую деятельность Инженер по ТБ Зам. директора по хозяйственным вопросам Ответственный за работу с учащимися младших классов Ответственный за социальное проектирование Ответственный за взаимодействие с партнерами Специалист Департамента Природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Специалисты ТО - Нефтеюганское лесничество Зам. Директора школы по учебно- воспитательной работе Управление программой (взрослые) Управление программой (молодёжь)
Лесничий, Землю защити, Природу помоги спасти… Чтоб над красавицей Югрой Сияла радуга дугой! Всегда! (из гимна Школьного лесничества «Радуга»)