Лидерство Зачем? Кто? Где? Как быть? Презентацію підготовлено агенцією інтернет-маркетингу Bmotion Communications на замовлення Проекту Активні в Україні (Active.in.ua)
Лидеры?
Лидер – не просто известный человек. Это тот, за кем добровольно следуют люди для достижения целей, поставленных лидером. Это тот, кто знает «как быть», а не как что-то сделать.
Зачем нужны лидеры? Медицина Лидеры вдохновляют изменения
Зачем нужны лидеры? Образование Лидеры вдохновляют изменения
Зачем нужны лидеры? Бизнес Лидеры вдохновляют изменения
Зачем нужны лидеры? Наука Лидеры вдохновляют изменения
Зачем нужны лидеры? Культура Лидеры вдохновляют изменения
Главное Главная отличительная черта лидера – им не нравится существующий порядок вещей, они пытаются его изменить. Не все должны (и могут) быть лидерами. В обществе не более 10% людей с лидерскими качествами. Успеха можно добиться и не будучи лидером. Лидером можно быть в разных сферах: в учебе, в бизнесе, в общественной деятельности, в политике, в науке… У лидеров самая большая нагрузка – наибольшая ответственность за поражения и успехи. Лидеры должны много работать, особенно на начальном этапе своих проектов. Не ждите, что сразу делегируете кому-то полномочия и будете пожинать плоды. В современном мире лидеры должны совмещать в себе качества менеджера.
Что делает лидер? Мечтает Определяет стратегию Вдохновляет соратников Мобилизирует ресурсы Проявляет и поощряет инициативу Принимает решения Мыслит нестандартно Достигает результатов Является примером для подражания Люди, др. ресурсы Система Лидер Цель
Стили лидерства Авторитарный –Вся власть и ответственность – в руках лидера –Мнение лидера – единственно правильное –Лидер единолично устанавливает цели и средства их достижения –Сотрудники существуют для того, чтобы бесприкословно выполнять распоряжения лидера –Поведение сотрудников жестко регламентировано –Сдерживается индивидуальная инициатива Преимущества: –Достижение результата в кратчайшие сроки –Порядок и предсказуемость результата Недостатки: –Отсутствие мотивации у сотрудников –Лидер, как и любой человек, может ошибаться –Недовольство окружающих в долгосрочной перспективе
Стили лидерства Демократический –Принятие решений на основе участия –Делегирование полномочий –Двусторонняя коммуникация с подчиненными –Инициатива поощряется, развиваются лидерские качества у подчиненных Преимущества: –Высокий уровень мотивации. Люди делают, т.к. они хотят это делать, а не потому что их заставляют –Долгосрочное развитие –Меньше риск принятия неправильных решений Недостатки: –Много времени на принятие решений –Не подходит во время кризисных ситуаций
Стили лидерства Либеральный –Ответственность на подчиненных, а не на лидере –Возможность самоуправления в подходящем режиме –Постановка краткосрочных задач и выбор методов производится подчиненными Преимущества: –Не тратятся время и усилия лидера –Группа (сотрудники) напрямую ответственна за результат Недостатки: –Возможно только при наличии высокопрофессиональных, замотивированных сотрудников –Велика вероятность запутаться, потерять направление движения
Развивайте лидерские качества Определяйте видение и стратегию –Мечтайте чего бы Вы хотели достичь, что изменить –Подумайте, лидером чего Вы хотите стать? Что Вы хотите видеть в результате Вашей деятельности? –Общайтесь со специалистами в том деле, которым Вы хотите заниматься –Читайте специальную литературу и подпишитесь на специализированные новостные рассылки –Анализируйте возможности, которые могут помочь Вам в постановке целей: знание языков, материальные блага, наличие специалистов в определенной сфере –Анализируйте угрозы и риски –Опишите на бумаге желаемый результат –Ставьте цели, конкретные задачи вместе со своими соратниками и определяйте ответственных –Определяйте инструменты достижения целей –Контролируйте выполнение задач –Оценивайте свои результаты. Будьте при этом честными с самим собой
Развивайте лидерские качества Инициативность и решительность –Перестаньте стесняться и бояться чего-то –Говорите! Мысли, идеи, предложения, успехи –Задавайте вопросы всем: от друзей до Премьер- министра. Перед этим думайте, но не бойтесь, что Ваш вопрос может быть глупым –Предлагайте варианты решения задач –Берите на себя ответственность за выполнение задач –Замыкайте коммуникационные потоки на себе. Пусть полезные люди контактируют с Вами и через Вас –Будьте полезным окружающим –Не останавливайтесь в случае неудач, анализируйте причин, делайте выводы и двигайтесь дальше –Не обращайте внимание на не конструктивных скептиков и критиков: «Собаки гавкают, а караван идет» YES! We can! Барак Хусейн Обама, Президент США
Развивайте лидерские качества Мобилизация людей –Ищите людей, потенциально заинтересованных в Вашей идее –Говорите, говорите, говорите и делайте, делайте, делайте. Только словом и делом (конкретными примерами) Вы можете убедить людей в своей правоте –Найдите общие интересы с коллегами, которые не касаются предмета Вашей работы, сходите вместе на каток, поиграйте в боулинг. Это объединяет –Советуйтесь с людьми –Будьте честными. Это банально, но люди отличают правду от лжи и ценят правду –Предлагайте людям реальные перспективы –Вдохновляйте людей реальными примерами –Ставьте себя на место других и пытайтесь понять «Зачем мне это?» –Ставьте перед людьми конкретные задачи и контролируйте их выполнение. В Ваших последователях нет смысла, если они не совершают конкретных дел для достижения результата I have a dream Мартин Лютер Кинг, лидер движения за гражданские права темнокожего населения в США
Развивайте лидерские качества Делегирование полномочий –Лидеры достигают результата через людей –Определяйте какие из поставленных задачи способны выполнить Ваши сотрудники/друзья/коллеги, а какие Вам необходимо выполнить самому –Делегируйте максимум задач, особенно рутинных –Вы не успеете сделать все сам. Даже если успеете, не будете развиваться как лидер –Устанавливайте сроки исполнения задачи и обязательно проверяйте результат сразу по истечении срока –Определяйте критерии успешного выполнения задачи и ясно говорите о них исполнителям –Сообщайте другим, что Вы делегировали полномочия определенному человеку Задач и Люди Резул ьтат Лидер
Где учиться лидерству? ТЕОРИЯ: ВУЗ Презентации, тренинги Специализированная литература, видео материалы ПРАКТИКА: Общественные организации. Лидерство в общественных проектах: 1)AIESEC – международная организация молодых лидеровAIESEC 2)ELSA – европейская организация студентов-юристовELSA 3)AEGEE – европейская организация студентовAEGEE 4)Список молодежных организаций в УкраинеСписок молодежных организаций в Украине Студенческое самоуправление: 1)ВУЗа 2)Украинская ассоциация студенческого самоуправленияУкраинская ассоциация студенческого самоуправления 3)Всеукраинский студенческий советВсеукраинский студенческий совет Собственный бизнес/лидерские позиции в бизнесе Лидерство в науке – публикации, конференции, разработки
Барьеры на пути лидерства. Самонавязанные барьеры Отсутствие сформулированных, четко выраженных личностных целей и «дорожной карты» для их достижения. Они должны находиться под рукой, а не просто болтаться где-то в голове. Отсутствие четкого понимания пределов собственных сил и того, над чем следует работать (требует оценки со стороны других). Убежденность в том, что могут быть два стандарта: один для личной жизни, другой – для профессиональной. Недостаток щедрости – неспособность делиться идеями, временем уважением, одобрением и даже комплиментами. Результат – такое же отношение со стороны других. Лидерство «из тыла» - склонность выжидать, никогда не брать на себя ответственность. Постоянное акцентирование внимания на том, чего другие не могут делать хорошо, а не на том, что им особенно удается, неумение использовать их сильные стороны. Выбор для себя роли «Маленького цыпленка» вместо роли «Маленького мотора, который может сдвинуть все». Недостаточно позитивный подход к серьезным проблемам. Неспособность представить предполагаемые решения для соответствующей проблемы. Нежелание управлять своим собственным личностным обучением и развитием. Френсис Хессельбайн, «О лидерстве», 2004
Барьеры на пути лидерства. Организационные барьеры Иерархические структуры, которые ограждают, сдерживают, заключают людей в замкнутое пространство. Корпоративные культуры, поощряющие заурядность и вознаграждающие осторожность и пассивность. Размытые границы ответственности. Недостаток разделения между лидерством и менеджментом, между «политикой» и операциями, отсутствие определенных ролей и обязанностей. Отсутствие плана развития перспективных сотрудников. Бухгалтерская ментальность, непонимание того, что люди – это самый большой ресурс компании. Неспособность построить, уже сейчас, богатую своим разнообразием, плюралистическую организацию. Расхождение между словом и делом. Несоответствие поведения лидерской команды миссии организации. Статичность структуры штата – без ротации работы и без расширения сферы деятельности. Френсис Хессельбайн, «О лидерстве», 2004
Главное Главная отличительная черта лидера – им не нравится существующий порядок вещей, они пытаются его изменить. Не все должны (и могут) быть лидерами. В обществе не более 10% людей с лидерскими качествами. Успеха можно добиться и не будучи лидером. Лидером можно быть в разных сферах: в учебе, в бизнесе, в общественной деятельности, в политике, в науке… У лидеров самая большая нагрузка – наибольшая ответственность за поражения и успехи. Лидеры должны много работать, особенно на начальном этапе своих проектов. Не ждите, что сразу делегируете кому-то полномочия и будете пожинать плоды. В современном мире лидеры должны совмещать в себе качества менеджера.
Почитайте, посмотрите Тест на лидерство «Личность лидера», Брайан Трейси, Франк М. Шеелен «НЛП: Навыки эффективного лидерства», Роберт Дилтс «О лидерстве», Хессельбайн Ф. «Имидж лидера», Бухаркова О.