Родительская академия Стили и особенности воспитания
Авторитарный стиль воспитания Чем характеризуется: все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Со стороны родителей: ограничение самостоятельности ребенка, жесткий контроль, суровые запреты, выговоры и физические наказания. Со стороны подростка: сильные подростки сопротивляются и бунтуют, могут стать агрессивными и зачастую покидают родительский дом при первой же возможности. Слабые подростки приучаются во всем слушаться родителей, не пытаясь решать что-либо самостоятельно. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что зачастую приводит к подозрительности, настороженности и враждебности к окружающим
Демократический стиль воспитания Чем характеризуется: родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Со стороны родителей: требование осмысленного поведения от детей, помощь, чуткое отношение к запросам подростка. Вместе с тем, забота о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует у подростка ответственное общественное поведение. Со стороны подростка: сотрудничество с родителями, участие в обсуждении семейных проблем, участие в принятии решений, обсуждение мнений и советов родителей. Демократический стиль является наиболее оптимальным для воспитания подростка в семье.
Попустительский стиль воспитания Чем характеризуется: снисходительное отношение к ребенку во всех его проявлениях. Со стороны родителей: родители практически ни в чем не ограничивают ребенка, что связано с их неспособностью, неумением или нежеланием руководить детьми. Со стороны подростка: конфликты с теми, кто не потакает им, не способность учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи. Равнодушие со стороны родителей это страх и неуверенность детей. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в «дурную» компанию
Хаотический стиль воспитания Чем характеризуется: отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие конкретных требований к ребенку, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Cо стороны родителей: непредсказуемые реакции на действия ребенка. Со стороны подростка: повышении тревожности, неуверенность, импульсивность, агрессия и неуправляемость. При таком стиле воспитания у ребенка не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль воспитания Чем характеризуется: концентрация внимания на ребенке, стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Со стороны родителей: ограничение самостоятельного поведения подростка, тревога, что с ребенком может что-то произойти. Со стороны подростка: неумение общаться со сверстниками, окружающими, отсутствие своей точки зрения. Опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности.
Деликатный разговор с подростками: несколько советов родителям Очень быстро пролетело время пеленок, памперсов, детского сада и начальной школы. И вот Ваш ребенок уже подросток, или тинэйджер. Возраст весьма непростой, поскольку наряду с физическим становлением, происходит и становление социальное. В этот период особенно обостряются межличностные отношения как между сверстниками, так и в семье.
Мы играем с детьми в нечестные игры, слабостям и недостаткам детского возраста противопоставляем преимущества взрослого. Мы, как шулеры, подтасовываем карты таким образом, что детям оставляем худшие, себе же забираем все козыри. А среди нас довольно людей легкомысленных, алчных, глупых, ленивых, бессовестных... Сколько преступлений совершают взрослые, сколько среди них раздоров, коварства, зависти, наговоров, шантажа! Сколько разыгрывается тихих семейных трагедий, в которых потерпевшим прежде всего оказывается ребенок! И мы смеем ругать детей и обвинять их в чем то?!
Ребенок не так уж глуп, как нам кажется, – дураков среди взрослых не меньше, чем глупцов среди детей. У ребенка есть прошлое и будущее, у него есть свои мечты, свои воспоминания и время раздумий. Он так же, как и взрослые, все запоминает и вспоминает о чем нибудь, так же все оценивает, так же логически рассуждает, но ошибается в своих рассуждениях, когда не хватает опыта и знаний. Он так же верит и сомневается.
Давайте больше разрешать и доверять детям, пусть у них будет больше солнца и радости… И ребенок будет счастливее! Ведь сам он по натуре и душевен, и щедр, он пожалеет собаку и ласково поговорит с ней, будет переживать и радоваться, слушая сказку, и во всех его делах видится доброта и сердечность. И потому он прав.
Взгляды ребенка формирует не только дом, но и ступеньки крыльца, и коридор, ведущий к двери, и двор, и улица. Нет идеального ребенка. Среда накладывает свой отпечаток на каждого, только в разной мере. Дух ребенка – это сила и упорство. В нем в одинаковой мере присутствуют нравственность и совестливость. И неправда, что к ребенку легче пристает все плохое. Ребенка воспитывает та среда, в которой он вращается, он говорит на языке окружения, следует его примерам, у него те же взгляды, те же манеры.
Больше общайтесь со своим ребенком, старайтесь быть в курсе его жизни Обсуждайте со своим ребенком его школьные проблемы, взаимоотношения со сверстниками в школе и за ее пределами. При частом общении по важным для Вашего ребенка вопросам старайтесь перевести разговор на его проблемы.
Обсуждайте с ребенком его друзей. С одной стороны, ребенку легче рассказать о «проблемах» своих друзей, чем о своих собственных. С другой, слушая рассказ о его друзьях и их проблемах, Вы сможете лучше разобраться в нем самом, потому что ознакомитесь с ЕГО оценкой той или иной ситуации.
Активное слушание - это не способ добиться чего-то от ребёнка, а "просто" путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребёнку, что мы его понимаем.
Повышайте уровень самооценки своего ребенка. Вовлекайте ребенка в занятия различными видами деятельности (спорт, искусство, интеллектуальные игры) и научите его получать удовольствие, моральное удовлетворение от этого. Для этого постоянно поощряйте такого рода деятельность и любой, даже небольшой, успех ребенка на этом поприще.
Основные правила активного слушания: 1. Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне. 2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний. 3. Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание. 4. Обозначать чувства, испытываемые ребёнком.
Результаты применения активного слушания: 1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 2.Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе всё больше. 3.Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы. 4.Ребёнок тоже начинает нас слушать и слышать. 5. Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей.
Чем свободнее ребенок, тем меньше приходится его наказывать. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний.
Будь собой, приглядывайся к детям и не мешай им проявлять себя. Смотри и не требуй. Не заставишь живого, подвижного ребенка быть тихим и сосредоточенным; недоверчивый и недовольный ребёнок не станет искренним и открытым; упрямый и себялюбивый не будет мягким и кротким.
Познав себя – сможешь познать ребенка. Не требуй от детей большего, чем можешь дать сам. Помни, что взрослый и сам отчасти ребенок, потому прежде всего начинать надо с познания, обучения и воспитания самого себя.