АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (Результаты диагностических исследований)
Принимать ребенка – значить любить его не за то, что он красивый и умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть!
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, уровень сложности образовательной программы), степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Факторы психологической адаптации Смена социальной позиции ребенка: из дошкольника он превращается в ученика – у него появляются новые сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке,, дисциплинированным и т.д. Смена социальной позиции ребенка: из дошкольника он превращается в ученика – у него появляются новые сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке,, дисциплинированным и т.д. Смена ведущей деятельности: до начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, причем игровая деятельность является свободной, ребенок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно; с приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формировать ответ, решать задачу. Им приходится контролировать свое поведение. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Смена ведущей деятельности: до начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, причем игровая деятельность является свободной, ребенок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно; с приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формировать ответ, решать задачу. Им приходится контролировать свое поведение. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка.
Социальное окружение: учитель Социальное окружение: учитель Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок получал вашу помощь не другими способами обучения. Думаю, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
класс Успешность адаптации ребенка к школе зависит от того, насколько прочно он смог утвердит свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого, учится нехотя и посредственно.
семья Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Каковы признаки успешной адаптации? 1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
3. Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? 4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
5. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их 6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Результаты адаптации По результатам диагностических исследований были выделены три группы детей: Хорошо адаптированные дети; Дети со средней степенью дезадаптации; Дети «группы риска».
Таблица адаптации первоклассников к школе. Класс Кол-во детей Хорошо адаптированные дети Средняя степень дезадаптации Дети «группы риска» 1 а б в г Всего
Удачи Вам!