Технология проблемно- диалогического обучения *Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является: результативной:результативной: -обеспечивает высокое качество усвоения знаний; -эффективное развитие интеллекта; -воспитание активной личности. *здоровьесберегающей: -позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и « открытия» знаний.
Обучение на основе решения проблем « Покажи мне и я забуду, Скажи и я запомню, Дай мне действовать и я научусь…» китайская мудрость
2 + 5 * 3 = * 3 = 21
Основные образовательные цели урока Достигается введением формируются вырабатываются материала и решением задач многократным повторением воспроизведением и упражнений действий знания умения навыки Понимаемая и воспроизводимая научная информа- ция Применяемые на практике знания Автоматизиро- ванные действия
Из всех образовательных целей творчески достигаются только ЗНАНИЯ Единой для всех времен и народов схемы урока не существует
Учебная деятельность урок Проблемный- творческая деятельность Традиционный- репродук- тивная деятельность Думают,анализируют, рассуждают- более прочные знания, активная личность Слушают, следят за мыслью, запоминают- личность инертная, зависимая.
Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся з н а н и е введение Постановка учебной проблемы- формулирование вопроса или темы урока. Поиск решения- открытие субъективного нового знания. воспроизве- дение Выражение решения- выражение нового знания в доступной форме. Реализация продукта- представление продукта учителю и классу
Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации с удивлением Между двумя( или более) положениями Между житейским представлением учащихся и научным фактом. 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием на ошибку. Шаг 2.Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. с затрудне - нием Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4.Дать практическое задание, невыполнимое вообще или не сходное с предыдущим. 5.Шаг 1.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2.Доказать, что задание учениками не выполнено.
Проблемные ситуации и побуждающий диалог Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к созданию противоречияПобуждение к формулированию проблемы 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Что удивляет?( что интересного заметили? Какие видите факты?) Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какой будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не замечаем? 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием Шаг 2. Предъявить научный фактсообщением,эксперимент ом, наглядностью. Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4. Дать практическое задание не выполнимое вообще или не сходное с предыдущим Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущее? 5. Шаг 1.Дать задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Сравнительная характеристика диалогов побуждающийподводящий структураОтдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли признаки- мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления в конце -почти не возможны неожиданные ответы -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение результатРазвитие творческих способностей, речи Развитие логического мышления, речи
Классификация методов введения знаний методы п р о б л е м н ы е традиционные Постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующи м приемом Сообщение темы Поиска решения Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог от проблемы Подводящий диалог без проблемы Сообщение знаний
Результативность технологии проблемно- диалогического обучения ОБЕСПЕЧИВАЕТ Прочные знания: - постановка проблемы в диалоге мотивирует школьников к усвоению нового знания -диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания -усвоение нового материала большинством класса. Развитие интеллекта: -задействует внимание, память, мышление, речь Воспитание активной личности: -для диалога нужны смелость и решительность
Внеурочная деятельность Научное творчество учащихся- это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, учебного предмета, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности. Целью НОУ является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их творческих способностей, поддержка научно- исследовательской деятельности. Формы работы: а) коллективная- занятия проводятся еженедельно, рассматриваются вопросы теории, которые не входят в школьную программу, решаются задачи. б) групповая- над темой работают 2-3 ученика и совместно защищают ее; в) индивидуальная. Факультативные занятия- одна из наиболее распространенных форм развития интереса к образовательной области. Это действенное средство в процессе формирования у учащихся стремления к самообразованию и соответствующих умений.
Результаты педагогической деятельности уч.год Казак Владислав- 3 место в городской олимпиаде (10 класс) Барышникова Светлана (11 кл.)-диплом 2 степени в олимпиаде « Таланты земли Нижегородской» Якушев Николай (11 кл.)- победитель региональной олимпиады абитуриентов 2007 ( Ивановский Государственный Университет) уч.год Казак Владислав- 1 место в городской олимпиаде (11 кл.), 1 место в олимпиаде по химии ГОУ ВПО « КГТА им. В.А.Дегтярева», победитель предметной олимпиады по химии МГУ им.М.В.Ломоносова Зелепукин Иван- 2 место в городской олимпиаде ( 10 кл.), 2 место в олимпиаде по химии ГОУ ВПО « КГТА им. В.А.Дегтярева» уч.год Петров Олег- 1 место в городской олимпиаде ( 9 класс), участник Колмогоровской летней школы СУНЦ по программе 10 класса химико-биологического профиля- зачислен по результату конкурсного отбора Борисов Артем- победитель олимпиады школьников среди учащихся 9 классов по химии « Покори Воробьёвы горы!»